|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Парусное судно | Парусное судно (далее П) судно, приводимое в движение энергией ветра с помощью парусов. В зависимости от размеров П на нем устанавливается от 1 до 7 мачт; П различаются также парусным вооружением (рис.). Важными характеристиками ходовых и маневренных качеств П являются общая площадь его парусов (называется парусностью) и положение точки приложения равнодействующей сил воздействия ветра (центр парусности). Управляют П, согласованно действуя рулем и парусами: меняют курс, увеличивают или уменьшают скорость хода, останавливают продвижение П (судно "ложится в дрейф") и т.д.
История П насчитывает свыше 5 тыс. лет. Паруса применялись в Древнем Египте, Финикии, Китае, Древней Греции, Древнем Риме как вспомогательный источник движущей силы на гребных военных и транспортных судах. В 10—13 вв. в скандинавских и средиземноморских странах появились суда (дракары, нефы, караки, каравеллы), которые в качестве главного движителя имели паруса. В Древней Руси в 9—14 вв. определились 2 района парусного судостроения: на С. (Новгород, побережье Белого моря) и на Ю. (Киев). На парусных судах (лодьях, кочах, карабасах) восточные славяне плавали по Белому, Баренцеву, Балтийскому и Черному морям, доходили до Царьграда (Константинополя) и выходили в Средиземное море. Развитие парусного судоходства, усовершенствование парусного вооружения, достижения судостроения и искусства управления парусами способствовали Великим географическим открытиям и расширению мировой торговли. В 16—17 вв. главные районы парусного судостроения перемещаются из Средиземноморья в страны Северного моря (Голландию, Англию). К началу 18 в. П получают повсеместное распространение и вытесняют гребные суда. В эпоху Петра строились торговые П грузоподъемностью в несколько сотен т и 100-пушечные линейные парусные корабли с экипажем около 800 чел. Наивысшего развития парусный флот достиг к середине 19 в., когда он составил основное ядро транспортного, промыслового и военного флотов. Так, грузоподъемность грузовых П превысила 5000 т, валовая вместимость — 1500 регистровых т, экипаж — 100 чел., скорость наиболее быстроходных П (клиперов) достигла 18 узлов (около 33 км/ч) и более. С распространением судов, приводимых в движение механическими двигателями (пароходов и теплоходов), в конце 19 — начале 20 вв. П утратили свое значение основного транспортного средства. Современные П используют преимущественно в спортивных (яхты, швертботы), туристских и учебных целях.
Э. Г. Логвинович.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:26:14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|