Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Пароходство

Пароходство (далее П) предприятие водного транспорта, осуществляющее перевозки грузов и пассажиров на транспортных судах по морским путям (морские П) и внутренним водным путям (речные и озерные П). В СССР в ведении П, кроме флота, находятся также порты и судоремонтные заводы. В ряде стран наряду со словом "П" применяется термин "пароходная компания". Во флотах речных П США преобладают толкаемые составы, а самоходных судов мало. Флот П Великих озер в США и Канаде состоит преимущественно из самоходных судов. Во флотах речных П Западной Европы на главных реках преобладают самоходные суда; несамоходные составы применяются главным образом на второстепенных реках и каналах. П СССР и др. социалистических стран Европы используют самоходные суда, буксируемые и толкаемые составы. П КНР, ДРВ, а также многих развивающихся стран имеют, кроме судов с механическими двигателями, парусные и гребные суда.

  Суда морских и речных П делятся по назначению на грузовые, грузопассажирские и пассажирские. Подавляющее большинство П не специализировано и выполняет перевозки любых грузов, а некоторые П и пассажиров. Осуществляемые морским П сообщения подразделяются на регулярные - рейсовые или лайнерные, выполняемые по расписаниям на определенных морских путях - линиях П, и трамповые (только грузовые), осуществляемые по любым водным путям и в любой порт, куда грузовладельцы фрахтуют судно у П Лишь некоторые морские П ограничиваются линейным судоходством. Многие П эксплуатируют как лайнеры, так и трамповые суда, другие занимаются только трамповым судоходством, выполняющим большую часть морского грузооборота. Среди речных и морских П преобладают предприятия транспорта общего пользования.

  В СССР П организованы в основном по географическим признакам: по морским бассейнам и участкам морских побережий, по бассейнам речных систем и т.д. В 1973 насчитывалось 18 морских П; ими руководят 3 объединения: Северо-Западный флот с двумя бассейнами - Балтийским и Северным; Южный флот (Черноморско-Азовский и Каспийский бассейны); Дальневосточный флот. Южный флот включает, в частности, Дунайское П, выполняющее морские, речные и смешанные сообщения по Дунаю. Речных П и транспортных управлений речного транспорта в СССР 33, из них в РСФСР речных пароходств 20, включая специализированное П "Волготанкер", осуществляющее только перевозки наливных грузов, в др. союзных республиках-транспортные управления. Амурское, Северо-Западное, Беломорско-Онежское, Западное, Волго-Донское и "Волготанкер" П выполняют также смешанные перевозки грузов в сообщении река - море между внутренними и зарубежными портами. По тоннажу судов и размерам перевозок крупные П СССР превосходят большинство П капиталистических стран.

  П СССР являются государственными хозрасчетными предприятиями с самостоятельным балансом, действующими по уставу, утвержденному министерством морского флота СССР или соответствующим республиканским министерством речного флота. П организуют перевозки пассажиров и грузов между населенными пунктами и портами бассейна на основании государственного плана перевозок, выполняют плановые задания по внешнеторговым перевозкам между портами СССР и портами др. стран, а также перевозки грузов зарубежных фрахтователей между иностранными портами на международных морских путях. П осуществляют также мероприятия по развитию водного транспорта, улучшению водных путей и реконструкции портов в соответствующем бассейне, обеспечивают правильную техническую эксплуатацию судов и портового оборудования и т.д.

  П капиталистических стран, в отличие от предприятий ж.-д. и воздушного транспорта, в малой степени затронуты процессом национализации. По уровню концентрации они также уступают ж.-д. компаниям и авиалиниям, но далеко превосходят предприятия автотранспорта. Однако концентрация П значительно выше, чем до 2-й мировой войны 1939-45. Так, например, в 1973 24 крупнейших П Великобритании владели 70% тоннажа британского флота, 8 главных П Японии - 55% тоннажа японского флота. Общее количество П капиталистических и развивающихся стран составляет (1973) около 3 тыс., в том числе 2,5 тыс. морских П,; большинство их имеет по несколько судов, самые мелкие - одно судно, наиболее крупные - сотни судов. Многочисленные П, действующие в пределах одного и того же бассейна и обслуживающие одни и те же линии регулярного судоходства, ожесточенно конкурируют друг с другом на фрахтовых рынках. Вместе с тем большинство П капиталистических стран объединено финансовыми и отчасти технико-экономическими связями в сравнительно немногочисленные группы. Еще более широкой формой объединения морских П одного бассейна, даже принадлежащих разным странам, являются так называемые Морские конференции, регулирующие условия фрахтования и фрахтовую политику входящих в их состав П

  См. также Морской транспорт, Речной транспорт, Судоходство.

  Л. И. Василевский.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 12:00:24