Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Панорамное кино

Панорамное кино (далее П) способ съемки кинофильмов и показа их на сильно изогнутом экране больших размеров, создающий у зрителей иллюзию "присутствия" при действиях, происходящих на экране. Угол охвата экрана в горизонтальной плоскости — до 150—170°, в вертикальной—до 55°. Поскольку границы экрана отодвинуты далеко за пределы поля ясного видения человека (около 40° в горизонтальной плоскости и 20° в вертикальной), условия восприятия изображения на экране близки к условиям реального видения. При этом впечатление панорамности и так называемый эффект присутствия дополняются, как правило, цветным изображением. Впечатление панорамности усиливается также стереофоническим звуковоспроизведением. В отличие от обычного кино, в П звук все время "следует" за перемещением изображения его источника на экране. Это обеспечивается записью звука в процессе фильмопроизводства на нескольких (от 6 до 9) звуковых дорожках и последующим его воспроизведением несколькими громкоговорителями, установленными в кинотеатре за панорамным перфорированным экраном; каждый из громкоговорителей работает от своей звуковой дорожки.

  Панорамная съемка и проекция впервые были осуществлены французским режиссером. А. Гансом. В 1927 он поставил фильм "Наполеон". Фильм был снят одновременно на трех кинопленках и демонстрировался посредством трех кинопроекционных аппаратов на экране, состоявшем из трех граничащих друг с другом плоских экранов. П получило известность с 1952, когда в США была создана система П "Синерама" (Ф. Уоллер и Л. Томас) и поставлен ряд фильмов. Подобная же система П была разработана в 1957 в СССР (так называемая "Кинопанорама", руководитель Е. М. Голдовский), и было снято и показано несколько экспериментальных фильмов. Первый из них — "Широка страна моя..." — был поставлен в 1958 Р. Л. Карменом. В 1958 в США появилась еще одна, несколько видоизмененная система П "Синемирэкл", по своим изобразительным возможностям близкая к ранее созданным американским и советским системам. Съемка и проекция в этих системах П (рис.) осуществлялись посредством трех синхронно движущихся 35-мм кинопленок, так что панорамное изображение образовывалось тремя стыкующимися частичными изображениями. Стереофонический звук (9 каналов в советской системе и 7—в американской) воспроизводился синхронно с отдельной 35-мм ленты. Недостатки систем П— главным образом их техническая сложность (синхронная съемка и проекция с применением трех кинопленок) и заметные на экране вертикальные стыки частичных изображений — привели к тому, что примерно с 1963 они постепенно вытесняются более простой системой, в которой для съемки и проекции используют однообъективный метод и стандартную 70-мм кинопленку. По изобразительным возможностям такая система П близка к системам широкоформатного кино.

  Лит.: Голдовский Е. М., Основы кинотехники, М., 1965; Высоцкий М. З., Системы кино и стереозвук, М., 1972.

  М. З. Высоцкий.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 13:27:40