Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Памфлет

Памфлет (далее П) (англ. pamphlet), публицистическое произведение, непосредственная цель и пафос которого — конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое обличение; обычно небольшое по объему. Как жанр публицистики П— "эпиграмматическое произведение" (Ф. Энгельс) — обнаженно тенденциозен и предназначен для прямого воздействия на общественное мнение; его стиль отличается броской афористичностью, ораторскими интонациями, образностью характеристик, экспрессией (ему присущи как ирония, сгущенная до сарказма, так и патетика). Нарочито оскорбительный, карикатурно искажающий П принято называть пасквилем.

  П как таковой появился в пору Позднего Возрождения, в эпоху Реформации (хотя близкие П публицистические произведения создавались еще в эпоху античности, например "Лжец..." Лукиана); широкий резонанс имели памфлеты М. Лютера, Эразма Роттердамского, Т. Мурнера. По мере усиления политической направленности религиозных коллизий П насыщался социальным содержанием; таковы многочисленные образцы П времен Английской революции 17 в. (Дж. Мильтон, Дж. Лилберн, Дж. Уинстэнли), а позже — памфлеты Д. Дефо и Дж. Свифта. В эпоху Просвещения П (в первую очередь у Вольтера) стал сильным политическим оружием энциклопедистов, а затем деятелей Великой французской революции (знаменитый П "Что такое третье сословие" Сьейеса). Среди многочисленных образцов П 19—20 вв. можно назвать "П о памфлетах" (1824) П Л. Курье, "Менцель-французоед" (1837) Л. Берне, "Современные памфлеты" (1850) Т. Карлейля, "Наполеон Малый" (1852) В. Гюго, "Я обвиняю" (1898) Э. Золя, антифашистские памфлеты Г. Манна и Э. Э. Киша, "Левацкий шик" (1971) Т. Уолфа и др.

  В России авторами П выступили А. Н. Радищев (отдельные главы "Путешествия из Петербурга в Москву", 1790), В. Г. Белинский ("Письмо к Н. В. Гоголю", 1847), А. И. Герцен, Д. И. Писарев, народники, Л. Н. Толстой ("Не могу молчать"). Образцы П, обличающих противников социалистической идеологии, создали К. Маркс ("Господин Фогт"), В. И. Ленин ("Памяти графа Гейдена"), П Лафарг, А. В. Луначарский и М. Горький.

  Пность выступает характерной чертой тех остросатирических, разоблачительных художественных произведений, которые обнажают и выдвигают на первый план идейно-политические установки автора, непосредственно подчиняющие пародийно-обличительному заданию всю образную структуру произведения (в таких случаях приняты обозначения "роман-П", "пьеса-П", "П-очерк" и т. д.). Таковы многие утопические (начиная с "Утопии" Т. Мора) и антиутопические романы (в том числе "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта, "Прекрасный новый мир" О. Л. Хаксли), "Помпадуры и помпадурши" М. Е. Салтыкова-Щедрина, "Карьера Артуро Уи" Б. Брехта, "Трест Д. Е." И. Г. Эренбурга, очерки В. В. Маяковского "Мое открытие Америки" и его стихи о "советских помпадурах", роман "У нас это невозможно" (1935) С. Льюиса.

  Лит.: Озмитель Е., Советская сатира. Семинарий, М.— Л., 1964; Бурлак Л., Публицистический роман, Саратов, 1970; Waugh A., The pamphlet library, v. 1—4, L., 1897—98.

  В. А. Калашников.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 20:33:01