Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Ощущение

Ощущение (далее О) отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. О — исходный пункт познания, неразложимый его элемент. Выделяя отражение качества как главный момент в О, В. И. Ленин писал, что "самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество..." (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 29, с. 301). Существуют многообразные виды О: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые, болевые, О равновесия, ускорения, мышечно-суставные и др. Особенность тех или иных О называется их модальностью; О различных модальностей не сравнимы между собой.

  В процессе эволюции жизни О возникает на базе раздражимости в связи с образованием нервной системы. При этом лишь для небольшого числа видов энергии выработались специфические органы чувств (см. Чувств органы). О многих других свойств объективного мира, например формы, величины, отдаленности предметов друг от друга и от наблюдателя, возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.

  У человека ведущую роль в чувственном познании действительности играют зрительные О, которые тесно связаны с осязательными. "Осязание и зрение до такой степени взаимно дополняют друг друга, что мы часто на основании зрительного облика какой-нибудь вещи можем предсказать ее тактильные свойства" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 548). Осязательные О расчленяются на кожно-осязательные (тактильные), температурные, болевые, мышечно-суставные. С помощью тактильных О отражаются прикосновение, давление, свойство поверхности (фактура вещи) — гладкость или шероховатость, протяженность, твердость, упругость, непроницаемость и др.

  Периодическое изменение давления в виде механических колебаний среды (движущихся тел) отражается в форме вибрационных О, особенно острых у слепых.

  Слух представляет собой комплекс разнородных О: высоты звука, громкости и тембра. Развитие человеческого слуха связано прежде всего со звуковым языком как основным средством общения, а также с музыкой. Важную роль играют хеморецепторы: обоняние и вкус. Характерная особенность О — пространственная локализация объекта О Так, ощущая цвет, человек относит его к определенной поверхности освещенного тела, занимающего определенное место в пространстве. Ощущая звук, человек локализует источник этого звука.

  В отличие от О животных, О человека опосредованы его предметно-практической деятельностью, всем процессом общественно-исторического развития культуры. По словам Маркса, "... человеческий глаз воспринимает и наслаждается иначе, чем грубый нечеловеческий глаз, человеческое ухо — иначе, чем грубое неразвитое ухо, и т. д." (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 592). О человека имеют в принципе осмысленный, осознанный характер, хотя существуют и неосознанные О

  Многообразие О отображает качественное многообразие мира. Ленинская теория отражения рассматривает О как копию, снимок с действительности, как субъективный образ свойств объективного мира. Она противостоит как взглядам сторонников "физиологического" идеализма, утверждающих, что О суть условные знаки, иероглифы свойств вещей, так и механическому разграничению первичных и вторичных качеств, ведущему к агностицизму и субъективному идеализму, к взгляду на вещи как комплексы ощущений. Подвергая критике представителей махизма, Ленин подчеркивал, что О дают нам более или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные О обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств.

   Будучи источником знаний человека об окружающем мире, О входят в качестве элемента в целостный процесс человеческого познания, включающий восприятия, представления, понятия.

  Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; Мах Э., Анализ ощущений и отношение физического к психическому, 2 изд., М., 1908; Ананьев Б. Г., Теория ощущений, Л., 1961; Boring Е. G., Sensation and perception in the history of experimental psychology, . .— L., (1942); Piéron ., sensation, ., 1953.

  А. Г. Спиркин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 23:07:34