Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Органическая архитектура

Органическая архитектура (далее О), направление в архитектуре 20 в. (особенно распространенное в 30—50-е гг., главным образом в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, форма которых вытекала бы из их конкретного назначения и конкретных условий среды, подобно форме естественных организмов. Впервые сформулированные в 1890-е гг. американским архитектором Л. Салливеном под влиянием эволюционной теории биологии, идеи О были развиты в теоретических трудах и творчестве его ученика Ф. Л. Райта. Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчеркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре; эта концепция впервые реализована им в т. н. домах прерий (дом Уиллитса в Хайленд-Парке, штат Иллинойс, 1902; дом Роби в Чикаго, 1909). Раскрытие специфических свойств естественного материала сочеталось у Райта с романтическим отношением к природному ландшафту, неотъемлемой частью которого должны были быть постройки; вместе с тем Райт отвергал значение внешних аналогий с формами органической природы. В полемике с техницистскими крайностями функционализма в середине 30-х гг. О становится одним из распространенных направлений современной архитектуры, противопоставляя функционализму стремление к учету индивидуальных потребностей и психологии людей Под воздействием идей О сложились региональные архитектурные школы в скандинавских странах и в Финляндии (например, творчество А. Аалто и др.). В США ее принципы использовала т. н. школа архитекторов во главе с Р. Нейтрой. В ряде стран под влиянием О возродился интерес к местным архитектурным традициям и народной архитектуре. В дальнейшем популярность концепции О росла одновременно с повсеместным разочарованием в функционализме. Во 2-й половине 40-х гг. теория О была подхвачена в Италии архитектора Б. Дзеви; в 1945 в Риме создана группа АРАО (Associazione per l`Architettura Organica, Ассоциация органической архитектуры), подчеркивавшая в программе гуманистическая направленность своих устремлений. Однако направление в целом было идейно расплывчатым, его объединяющим началом оставался личный авторитет Райта. Абстрактно-гуманистические идеи уводили О от решения насущных социальных задач, стоящих перед архитектурой. Программным устремлением О к индивидуализму отвергалось использование в строительстве методов стандартизации и индустриализации. Элементы дезурбанистической утопии (см. Дезурбанизм) входили в противоречие с реальными архитектурно-строительными задачами, возникшими после 2-й мировой войны 1939—1945, — с необходимостью массового индустриального строительства. Все это ограничивало диапазон О главным образом строительством особняков, вилл, загородных отелей. После смерти Райта (1959) О окончательно растворилась среди различных тенденций архитектуры 60-х гг., направленных на расширение диапазона рационалистических методов архитектурного творчества. Некоторые общие принципы формообразования, отдельные приемы, выработанные О, продолжают широко использоваться в архитектуре и художественном конструировании.

 

Лит.: Райт Ф. Л., Будущее архитектуры, пер. с англ., М., 1960; Wright . L., An organic architecture. The architecture of democracy, L., 1939; Zevi В., Towards an organic architecture, L., 1950.

  А. В. Иконников.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 16.04.2024 07:15:43