Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Олигополии теория

Олигополии теория (далее О), буржуазная экономическая теория, анализирующая новые формы господства групповых монополий на рынке (см. Олигополия). О носит апологетический характер и направлена на разработку практических рекомендаций для корпораций и буржуазного государства.

  В конце 19 — начале 20 вв. математическая школа буржуазной политической экономии исследовала один из видов олигополии — дуополию. В конце 20-х гг. 20 в. Э. Чемберлин (США) в своей теории монополистической конкуренции (см. Монополистической конкуренции теория) рассматривал олигополию в основном как групповую монополию конкурентов на рынках дифференцированных товаров одного и того же вида (например, автомашин разных классов), а также дал анализ олигополии применительно к рынкам стандартизованной продукции; Г. Штаккельберг ( классифицировал различные виды олигополии. С выходом в свет работ Дж. М. Кларка, Р. Триффина, У. Фелнера (США) и др. в О стал учитываться более сложный характер рыночных условий (взаимосвязь между отраслями, сдвиги в спросе и предложении товаров, в активах компаний, уровень информации о рынке и т.д.). Однако исследования буржуазными экономистами рыночных проявлений групповой монополии оторваны от анализа важнейших внерыночных факторов (производственных, финансовых, социальных, политических и др.), что маскирует монополистический характер олигополии, ее разностороннее воздействие на обострение противоречий капитализма в условиях научно-технической революции. Ряд буржуазных экономистов (П. Сэмюэлсон, Р. Дорфман — США и др.), признавая, что олигополия преследует цель достижения наивысшей прибыли, вместе с тем считает, что функционирование групповой монополии подчинено интересам потребителя. Это противоречит их признанию, что олигополистическая структура отрасли и методы неценовой конкуренции способствуют сохранению и росту монопольных цен, которые понижают реальную заработную плату трудящихся. Другие буржуазные экономисты, например Дж. Голбрейт (США), выявляют отрицательное воздействие олигополии на потребителя, но одновременно доказывают "рациональный" и даже плановый характер ее деятельности, направленной якобы на сохранение высоких темпов роста производства. Прямые защитники монополий используют О для ограждения гигантских корпораций от действия антитрестовского законодательства.

 

  Лит.: Самуэльсон П., Экономика, (пер. с англ.), М., 1964; Гэлбрейт Д. — К., Новое индустриальное общество, пер. с англ., М., 1969; Козлова К. Б., Энтов Р. М., Теория цены, (М., 1972), гл. 6. См. также лит. при ст. Дуополия.

  Ю. А. Васильчук.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 17.04.2024 00:36:13