Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Оккультизм

Оккультизм (далее О) (от лат. occultus - тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для "посвященных", прошедших через особую инициацию и специальную психическую тренировку. При этом цель ритуала посвящения, нередко связанного с психическими потрясениями, переживанием смерти и "нового рождения", усматривается в достижении "высшей ступени" сознания и нового видения мира, открывающего доступ к т. н. "тайным знаниям" - воздействию или контролю над скрытыми силами природы и человека. В философском плане О ближе всего к гилозоизму и пантеизму, рассматривающим мир как некий одухотворенный организм, все силы которого находятся в непрестанном динамическом взаимодействии. Объем и содержание понятия О, как и его роль, изменялись на протяжении истории; на разных этапах развития культуры он вступал в сложные взаимоотношения с наукой, философией, религией, искусством. Ряд явлений, прежде считавшихся чисто оккультными (например, магнетизм в эпоху Возрождения, гравитация в астрологии, гипнотизм в 18 в.), позднее отошли в сферу науки. О представляет интерес для исторической психологии и психопатологии, часто отражая такие стороны древнего мировоззрения, которые не находят отражения в каких-либо др. источниках. Собрания гороскопов оказались ценным источником для исследования экономической и политической истории. Особый интерес изучение О имеет для ранней истории естественных наук и медицины; оккультные учения о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме сыграли в 14-16 вв. видную роль в развитии наблюдательных и экспериментальных методов. Однако большая часть т. н. оккультных явлений отвергается наукой, как не находящая себе места в современной научной картине мира. Антагонизм О и науки связан и с тем, что О основан на нерасчлененном и иррациональном типе мышления, восходящем к древнему анимизму и магии, не допускающем разделения объективной и субъективной сферы. О представляет собой, т. о., антипод, противоположность научному мышлению.

  В религиях Древнего Востока, античных мистериях и тайных культах О совпадал с эсотеризмом - сферой тайных знаний, доступных лишь посвященным. С этим связано древнее деление наук на изучающие внешнюю (экзотерическую) и внутреннюю сторону вещей; начатки научных знаний получали при этом сакральный характер (как "тайны природы"). Впервые в самостоятельную сферу, не связанную какой-либо религиозной системой, О выделяется в эпоху поздней античности на базе эллинистического религиозного синкретизма. В 1-4 вв. в Александрии создается обширная оккультная литература, называющаяся герметической (по имени легендарного основателя О - Гермеса Трисмегиста, образ которого возник из слияния образов греческого бога Гермеса - вестника божественной мудрости - и египетского бога Тота). Тогда же кодифицируются "герметические науки" (алхимия и астрология) и появляется теоретические сочинения О - "Изумрудная скрижаль", формулирующая учение о "соответствиях", всеобщих таинственных связях всех элементов Вселенной (связи между планетами, металлами, драгоценными камнями, растениями и частями человеческого тела). Аналогична этому связь между смыслом слова и его начертанием в каббале. Представление О о человеке как о микрокосме, воспроизводящем неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма, легло в основу оккультного учения об аналогии. Человек и мир взаимно объясняются в О друг через друга; человеческие волевые акты рассматриваются как особые природные силы, способные прямо воздействовать на мир. С утверждением христианства как господствующей религии О, подобно гностицизму, подвергается гонениям и культивируется лишь в тайных еретических учениях. Известные возможности для О в средние века открывала т. н. белая (т. е. прибегающая лишь к помощи "естественных" сил) магия. Алхимия, перейдя из Египта к арабам, затем проникает в Европу и получает особое развитие в 13-14 вв. Такой же путь проделала и астрология, не имевшая, однако, уже столь широкого распространения, как в поздней Римской империи.

  В эпоху Возрождения О способствовал разрушению средне-вековой картины мира, преодолению умозрительной схоластики и подготовке развития экспериментального естествознания. Александрийский герметизм был воспринят итальянскими гуманистами (М. Фичино, Дж. Бруно и др.) как выражение "истинного" древнейшего знания, перешедшего от Гермеса Трисмегиста к Орфею, Пифагору, Платону и позднейшим неоплатоникам. Распространение каббалы среди гуманистов (И. Рейхлин, Пико делла Мирандола) способствовало неортодоксальному аллегорическому толкованию Священного писания. Предельного развития О эпохи Возрождения достиг у Агриппы Неттесхеймского, который в сочинении "Оккультная философия" (1533) стремился к синтезу различных оккультно-магических учений и к превращению магии в "естественную" науку, изучающую тайные силы ("симпатии" и "антипатии"), связующие элементы Вселенной. Центр тяжести переносился при этом на человека как микрокосм и "узел Вселенной", средоточие материальных и духовных сил; астрология и магия рассматриваются, т. о., как средство овладения скрытыми силами природы. Создается новая концепция ученого-мага, управляющего стихиями, что стимулировало развитие естествознания в 17 в. (ср. переход от О к "естественному" знанию в итальянской натурфилософии Возрождения - у Дж. Кардано, Б. Телезио н др.). Ятрохимик и врач 16 в. Парацельс стал основателем новой, опытной медицины; он создал "естественную" теорию болезней как нарушения гармонических связей между микро- и макрокосмосом и стремился к экспериментальному обнаружению специфических "чистых" веществ - посредников между элементами Вселенной и телесными органами, восстанавливающих нарушенное равновесие. Значительное распространение символика О получила также в искусстве и литературе позднего средневековья и Возрождения (Данте, Х. Босх, П. Брейгель Старший, Джорджоне, А. Дюрер, Ф. Рабле).

  Развитие естественных наук в 17 в. подорвало веру в О и "герметические науки". В то же время получают распространение светские оккультные общества. Крупнейшее из них - розенкрейцеры, у которых алхимия и элементы каббалы сочетаются с социальными проектами (идеи "обновления" земли и "всеобщей реформы", выраженные на языке алхимического учения о преобразовании природы и человека), а "оккультный мистицизм" - с естественно-научным рационализмом (сочинение "Химические свадьбы" основателя розенкрейцеров В. Андре). Учение розенкрейцеров оказало воздействие на Я. Беме и Я. А. Коменского. Связь социальной утопии с эзотерической традицией О прослеживается в "Городе Солнца" Кампанеллы и "Новой Атлантиде" Ф. Бэкона. Оккультно-космологическая система Р. Фладда (1574 - 1637), главы английских розенкрейцеров, легла позднее в основу шотландского масонства. Последнее знаменовало уже переход от оккультных к политическим тайным обществам, хотя переняло многие символы и ритуалы древнего О Основатель "духовидения" Э. Сведенборг (Швеция, 18 в. ) явился предшественником спиритизма (возник в середине 19 в. в США) - первой "массовой" формы О, получившей широкое распространение в буржуазно-мещанских кругах. Увлечение спиритизмом охватило и некоторых ученых, что, как это отмечалось тогда Ф. Энгельсом, было своего рода психологической компенсацией плоского эмпиризма в науке. С конца 19 в., в условиях кризиса традиционных религий, начались попытки создания некой новой "универсальной" религии на основе объединения оккультных и религиозно-философских учений самых разных времен и народов. Такова теософия (основана Е. Блаватской), претендующая на выявление "эзотерической квинтэссенции" всех религий, соединившая элементы спиритизма с различными доктринами философии (притом в вульгаризованной форме). Из теософии выделилась антропософия Р. Штейнера, претендующая на еще более широкий "оккультный синтез", включающий также элементы немецкого классического идеализма, натурфилософии И. В. Гете, новое истолкование искусства и ряда наук, собственную систему медицины. В середине 20 в. для Западной Европы и США стало характерным распространение массового коммерческого О (астрологии, оккультной медицины, мантики), причем сами "маги" выступают в роли дельцов или антрепренеров. Среди причин этого явления, отражающего общий кризис современной буржуазной культуры, - растущее отчуждение и механизация жизни, чувство неуверенности, разочарование в традиционных ценностях буржуазного общества, бездуховность "массовой культуры", делающие О с его ореолом чего-то таинственного и вместе с тем запретного психологически особенно привлекательным. Новым, более сложным явлением, связанным с усложнением самой науки и кризисом ее многих традиционных концепций, был т. н. неооккультизм, или "оккультный авангардизм", органом которого стал основанный в 1956 Ж. Бержье ( журнал "Planete". Это направление О стремится найти опору в новейших научных концепциях типа общей теории относительности, теории множеств или общей семантики, трактуемых им как близких О (например, физическая теория В. Паули о несиловом взаимодействии частиц привлекается для обоснований учения О о соответствиях, установление связей между биологическими и космическими ритмами - для нового обоснования астрологии). Все это в целом подтверждает положение о том, что О получает особое развитие в периоды социальных и культурных кризисов. Социологические аспекты распространения О остаются еще малоизученными.

  Лит.: Зелинский Ф. Ф., Умершая наука, в его кн.: Из жизни идей, 2 изд., т. 3, СПБ, 1907, с. 240-340; Антошевский И. К., Библиография оккультизма, 2 изд., СПБ, 1910; 3ыбковец В. Ф., О белой и черной магии, М., 1963; Jung С. G., Psychologie und Alchemie, Z., 1944; Thorndike L., A history of magic and experimental science, v. 1-8, ..,1923-58; Tondriau J. L"occultisme.Verviers, 1964; Peuckert . E., Pansophie, Bd 2, ., 1967: Shumaker ., The occult sciences in the renaissance, Berkeley, 1972.

  Д. . Ляликов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 21:54:31