Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Ода (жанр поэзии и музыки)

Ода (далее О) (от греч. ōdē — песня), жанр лирической поэзии и музыки. В античности слово "О (жанр поэзии и музыки)" сначала не имело терминелогического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (16—17 вв.) термин "О (жанр поэзии и музыки)" вошел в употребление для обозначения патетически высокой лирики, ориентирующейся на античные образцы, прежде всего на Пиндара, отчасти на Горация (П. Ронсар во Г. Кьябрера в Италии, А. Коули и Дж. Драйден в Англии, Г. Р. Векерлин в В эпоху классицизма (17—18 вв.) О (жанр поэзии и музыки) была канонизована как ведущий жанр высокой лирики (Ф. Малерб, Вольтер, Ж. Б. Руссо, Э. Лебрен — Метрика и строфика ее упростились, композиционные приемы регламентировались ("тихий" или "стремительный" приступ, наличие отступлений, дозволенный "лирический беспорядок"), выделились О (жанр поэзии и музыки) духовные, торжественные ("пиндарические"), нравоучительные ("горацианские"), любовные ("анакреонтические"). В русскую поэзию О (жанр поэзии и музыки) входит впервые у В. К. Тредиаковского (1734). Здесь борются две тенденции, одна — более близкая традиции барокко (требование "восторга") М. В. Ломоносов, В. П. Петров), другая — рационалистическая — близкая просветительству (требование "естественности" — А. П. Сумароков, М. М. Херасков). В эпоху предромантизма (конец 18 в.) жанровые признаки О (жанр поэзии и музыки) "расшатываются" (поэзия Г. Р. Державина), учащаются попытки имитации античных форм (Ф. Клопшток, Ф. Гельдерлин — В эпоху романтизма слово "О (жанр поэзии и музыки)" уже применяется по отношению к стихотворению без канонических жанровых примет ("оды" П. Б. Шелли, Дж. Китса, А. Ламартина, В. Гюго, А. Мандзони и др.); в России оно тесно связано с традицией гражданской поэзии ("Вольность" А. Н. Радищева, "Гражданское мужество" К. Ф. Рылеева). В 19—20 вв. жанровая система в лирике размывается и понятие О (жанр поэзии и музыки) выходит из употребления, появляясь в поэзии лишь эпизодически ("О революции" В. В. Маяковского).

  С 17 в. в западно-европейских странах термин "О (жанр поэзии и музыки)" стал обозначать и вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное для придворных праздников, в честь какого-либо события или знатного лица. В Англии такие произведения были близки кантате (Г. Перселл, Г. Ф. Гендель и др.), в наряду с кантатоподобными О (жанр поэзии и музыки) (И. С. Бах. "Траурная ода"; Л. Бетховен, финал 9-й симфонии) создавались и О (жанр поэзии и музыки) в виде песен с сопровождением. В последующее время возникали О (жанр поэзии и музыки) для самых различных составов, в том числе и чисто инструментальные; среди их авторов — Л. Керубини, Ф. Давид, Ф. Лист, Ж. Бизе, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев ("О на окончание войны" для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, духовых и ударных инструментов, 1945).

  М. Л. Гаспаров (О (жанр поэзии и музыки) в поэзии).

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 18:45:14