Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Объективизм

Объективизм (далее О), мировоззренческая позиция, в основе которой лежит ориентация познания на социально-политическую "нейтральность" и на воздержание от социально-критических оценок, суждений о ценностях и целях идеологически значимых проблем, а особенно от партийных выводов (см. Партийность). Хотя О ратует за объективность знания, на деле он не только ограничивает и сужает его (описательство, сциентизм), но и маскирует социальный и классовый субъективизм. Даже тогда, когда удается изолировать истины действительно сами по себе нейтральные, О ориентирует на служение, хотя бы и неявное, господствующей консервативной или реакционной силе социального "порядка вещей". О выражает претензию на некую позицию, не затрагиваемую противоречиями исторического процесса, а на деле лишь придает внешнюю респектабельность беспринципному использованию знания в качестве средства для любых целей. О означает примирение с ненаучной и антинаучной идеологией, с которой он делит сферы влияния, отдавая в ее распоряжение все "субъективные" проблемы, проблемы оценок, ценностей, постановки целей и т.п. Для О в науках об обществе характерен отказ от классового анализа (например, теория деидеологизации), от раскрытия деятельности и борьбы обществ, классов и групп, их ответственности за определенное решение общественных проблем. О трактует субъектов истории как марионеток фатального хода вещей, направляемых безличными факторами. "Так называемая объективная историография заключалась именно в том, чтобы рассматривать исторические отношения в отрыве от деятельности" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 39, прим.). В трактовке искусства О проявляется в попытках изолировать художественное произведение от социальных противоречий, от нравственных проблем и лишить его активной гражданской роли; в частности, О соответствует тенденция натурализма.

  Понятие "О" было разработано В. И. Лениным в связи с критикой им взглядов "легальных марксистов" П. В. Струве, М. И. Туган-Барановского и др. Ленин подчеркивал, что марксист "... последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм. Он не ограничивается указанием на необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-экономическая формация дает содержание этому процессу, какой именно класс определяет эту необходимость": марксизм "...включает в себя... партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 418, 419). Марксист вскрывает противоречия любого общественного процесса, восходит к пониманию того, кто и в какой степени является его субъектом (см. там же, т. 22, с. 101-02). В современной буржуазной философии О выражается в тенденции к сведению активных действий исторических субъектов к следствиям вещественно-технических факторов, а социальных противоречий - к недостаткам технической рационализации. Отвергая О, марксизм раскрывает одновременно его апологетическую социальную функцию.

  Лит. см. при ст. Партийность.

  Г. С. Батищев.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 07:50:08