Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Общественный договор

Общественный договор (далее О), философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому. Первое формулирование О принадлежит Эпикуру и его последователю Лукрецию Кару.

  Новая эпоха в истории теории О (договорная теория происхождения государства) связана с развитием буржуазных отношений в Западной Европе; эта теория послужила идейной основой борьбы с абсолютистской феодальной монархией, подвергла критике феодальные институты и идеологию. В противоположность учению о божественном происхождении власти, ее неограниченности и неответственности, сторонники теории О, на основе доктрины естественного права, утверждали, что государство, образованное волеизъявлением свободных и независимых индивидов, обязывается обеспечить соблюдение их неотъемлемых прав. Родоначальником новой доктрины О считается Г. Гроций. В своем развитии эта теория получает различную интерпретацию: от консервативно-охранительной (Т. Гоббс) до революционно-демократической (Ж. Ж. Руссо). В учениях Б. Спинозы и Дж. Локка дается иная концепция О Например, Локк отвергает идею "естественного состояния" Гоббса, считая, что догосударственное общество есть общество свободы и равенства индивидов и что договор, который они затем заключают с государством, имеет целью обеспечение, а не отчуждение их "естественных прав". В варианте Локка теория О являлась правовым обоснованием конституционно-монархического правления.

  Наиболее радикально концепция О разработана Руссо в его книге "Об общественном договоре". Руссо не только критиковал институты феодального государства и права, он отрицал всю систему феодализма в целом, призывал к изменению всего существующего строя, считал, что, поскольку государство возникает на основе О, граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Учение Руссо было положено в основу политической и практической деятельности якобинцев.

  Хотя теория О имела прогрессивное значение, в целом она отражала нужды утверждающейся буржуазии, буржуазного общества. Ф. Энгельс писал, что государство, основанное на О Руссо, не могло стать ничем иным, как "идеализированным царством буржуазии", оно "... оказалось и могло оказаться на практике только буржуазной демократической республикой" (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 17). В. И. Ленин рассматривал идею О как наиболее полное выражение ошибочных представлений домарксовой политической мысли о государстве. Подлинно научное учение о государстве, его происхождении и сущности было создано К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным, которые указывали, что государство возникает на определенном историческом этапе развития общества в связи с образованием классов, подчеркивали его обусловленность в конечном счете характером производственных отношений (см. также Государство).

  В разных вариантах идею О развивали Дж. Лилберн и Дж. Мильтон в Великобритании, И. Кант, И. Фихте в Т. Пейн в Америке. Идея О лежит в основе политических взглядов А. Н. Радищева. Она оказала серьезное влияние на формирование политического мировоззрения декабристов (демократическая трактовка идей О содержится в "Русской правде" П. Пестеля).

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 02:27:07