Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Обучение

Обучение (далее О), процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. В процессе О реализуются цели образования и воспитания. Главный путь получения образования - О в учебных заведениях различного типа, однако О осуществляется не только в учебно-воспитательных заведениях, но и в семье, на производстве, в быту и др. сферах. Помимо специально организуемого О, проводимого в определенном режиме под руководством преподавателей, большое значение имеет самообучение, обычно называемое самообразованием.

  Марксистско-ленинская теория О принципиально отличается от педоцентрических буржуазных теорий, проповедующих аполитичность О, независимость от классовой структуры общества. В классовом обществе О носит классовый характер и имеет целью формирование у членов общества определенной системы политических, философских, правовых, нравственных, этических взглядов, воспроизводство человека как элемента социально-экономической структуры, в первую очередь как элемента производительных сил, обладающего необходимыми физическими, интеллектуальными и производственными качествами. В капиталистическом обществе существует противоречие между потребностями капиталистического производства в хорошо подготовленных кадрах и стремлением господствующих классов по идеологическим мотивам ограничить общеобразовательный уровень трудящихся. В условиях социализма такого противоречия нет. В СССР и др. социалистических странах О способствует решению важнейших проблем коммунистического строительства - созданию материально-технической базы коммунизма, становлению коммунистических общественных отношений, воспитанию нового человека, всестороннему развитию его физических, духовных и нравственных сил.

  Содержание и характер О определяются уровнем материального и культурного развития общества, в котором оно осуществляется. В первобытном обществе О не отделялось от повседневной деятельности людей, было неорганизованным. Появление и распространение письменности позволило фиксировать накопленные знания, не относящиеся к непосредственной деятельности. Появилась необходимость в организованном О и открытии специальных учреждений - школ, которые должны были передавать знания, умения подрастающему поколению, подготавливая его на этой основе к деятельности, к жизни. Цели, содержание О, его организация и методы на всех этапах развития человеческого общества изменялись в зависимости от характера общественных отношений, актуальных требований к общему образованию и профессиональной подготовке людей, от педагогических идей о самом О (см. Педагогика).

  В условиях современного научно-технического прогресса возникла необходимость в разработке содержания, форм, методов и средств О, соответствующих новым социальным требованиям, а также возможностям и потребностям учащихся. Выполнение этих требований нашло отражение в организации О: а) устанавливаются тесные связи между различными формами и стадиями О (человек должен учиться в течение всей жизни - т. н. перманентное О); б) все большее значение получает общее политехническое образование, профессиональная специализация осуществляется на базе более широкого общего образования; в) в содержании О значительно увеличен удельный вес теоретического материала, соответствующего последним достижениям науки; г) усиливается внимание к развивающей стороне О, совершенствованию познавательных сил и способностей учащихся; д) расширяется использование средств массовой коммуникации - радио, телевидения, кино, периодической печати, а также различных форм самообразования.

  О - двусторонний процесс, включающий деятельность обучающего и обучаемых и характеризующийся взаимодействием: целей О, воспитания (в процессе О) и развития учащихся; содержания О, т. е. системы знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть обучаемые; преподавания - деятельности педагога, которая по своей сущности представляет руководство познавательной и практической деятельностью учащихся (основные функции преподавания - побуждение к учению, изложение содержания изучаемого материала, организация деятельности учащихся, контроль знаний, умений, навыков); учения, т. е. деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками (умственные и физические действия). В процессе О и воспитания формируются мировоззрение, качества личности, развиваются способности. Общественно-исторический опыт человечества передается детям и взрослым в процессе О, однако усваивается он по-разному - в зависимости от личного опыта, сформированных умений и навыков, отношения к учебной деятельности, особенностей личности (см. Усвоение). Методологической основой теории О в советской педагогике и педагогике др. социалистических стран является марксистско-ленинская теория познания.

  На различных этапах развития человека характер процесса учения изменяется. Возрастные изменения характеризуются прежде всего переходом от непроизвольных, неуправляемых форм психической деятельности к произвольным, управляемым. В каждом из возрастных периодов наблюдается сосуществование разных уровней учебной деятельности в зависимости от того, с каким по степени сложности материалом учащийся имеет дело. Систематическая реализация принципа - "...то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию" (Выготский Л. С., Избранные психологические исследования, 1956, с. 449) - позволяет эффективно воздействовать на общее развитие учащихся.

  Наряду с возрастными различиями в процессе О обнаруживаются индивидуальные, которые нередко оказываются даже более ярко выраженными, чем возрастные. Учащиеся могут различаться своеобразием методов учебной работы и путей мышления, направленностью интересов, склонностями. Всестороннее развитие личности предполагает наиболее полное раскрытие ее индивидуальности. Процесс учения - особый вид деятельности индивида, детерминированный педагогическими условиями. В учебной деятельности в качестве основных элементов выступают различные виды познавательных действий - перцептивные, мнемические, мыслительные, практические. Психологи и педагоги по-разному подходят к процессу О Одни стремятся внедрить в теорию О основные понятия кибернетики и математической логики и, в частности, понятие алгоритма. Другие трактуют процесс О в свете "теории умственных действий", согласно которой знания могут быть усвоены только в результате осуществления определенной системы действий, выполняемых вначале в материальной, затем "материализованной" форме и постепенно преобразующихся в действия внутренние, умственные. Третьи рассматривают учение как овладение системой приемов или способов умственной деятельности. Несмотря на различия этих подходов к процессу О, в них много общего: все исследователи стремятся обеспечить наиболее эффективное управление процессом О; считают необходимым наличие в той или иной форме эталона, по которому должна строиться учебная деятельность; расчленяют деятельность на отдельные элементы (отдельные действия, разные этапы в формировании приема); признают, что более частные способы объединяются, превращаясь в обобщенные и затем становясь общими методами рационального мышления. Все большее значение приобретает применение элементов программированного обучения, а также проблемного О (основанного на выявлении и решении учащимися познавательных задач, создании проблемных ситуаций, активизирующих учебную деятельность).

  Многие теории О, распространенные за рубежом, исходят из ложных представлений о взаимодействии объекта и субъекта. Выявляются две основные группы теорий: трактующие учение как связь между стимулом и реакцией и т. н. познавательные теории. Первые сводят учение к накоплению специфических навыков и, рассматривая О как тренировку, фактически отождествляют О животных и человека; вторые трактуют учение как формирование "познавательных структур", считая это специфическим для человека и подчеркивая качественную модификацию сложных форм поведения. Некоторые современные зарубежные теории О не учитывают, что различные способы учебной деятельности связаны не только с уровнем овладения ими, но и с характером учебного материала, определяются теми источниками, из которых приобретаются знания. Тем самым обедняется процесс О, гипертрофируется одна его сторона и игнорируются другие.

  Советские ученые считают, что характер и степень активности обучаемого могут быть различными, но усвоение знаний всегда является результатом собственной познавательной деятельности учащихся, руководимой преподавателем. О - основной стимулятор развития познавательных способностей учащихся. Сдвиги в развитии обучаемых создают новые возможности, предпосылки для постановки и решения более сложных задач О Эти положения лежат в основе дидактических принципов, определяющих требования к содержанию и процессу О (см. Дидактика). Цели и задачи О изменяются исторически и варьируются в зависимости от общественного строя, а также от функций конкретных учебных заведений. В "Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании", принятых Верховным Советом СССР в 1973, сформулированы главные задачи всех типов учебных заведений.

  Содержание О определяется в соответствии с его целями - с учетом социальных условий, состояния науки, техники, искусства, особенностей познавательной деятельности, психических процессов, обусловленных возрастом и подготовкой обучаемых. В содержание О в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, кроме общеобразовательных знаний, входят специальные знания, умения и навыки, необходимые работникам определенной профессии и специальности. Содержание О отражено в учебных планах и программах, в учебниках и др. пособиях.

  Для достижения целей О используются различные методы, средства, организационные системы и формы. Обычно методы О характеризуются по видам деятельности учителя и учащихся: лекция, рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация натуральных объектов, опытов, трудовых операций, наглядных пособий; наблюдения, упражнения и т.д. В основе их классификации у одних авторов - источник получения знания, методы подразделяются на три группы: словесные, наглядные, практические. Другие - группируют методы в соответствии с дидактическими задачами, для которых они используются: сообщение новых знаний, закрепление, проверка знаний и т.п. Значительное влияние на разработку методов О оказывает широкое применение в учебном процессе технических средств (кино, телевидение, радио, "обучающие" устройства, ЭВМ и др.).

  Существуют различные системы организации О: индивидуальное О, индивидуально-бригадное обучение, классно-урочная система обучения, курсовая система обучения, предметно-курсовая система обучения, лекционно семинарская и др. Каждая из них использует характерные организационные формы, способствующие созданию специфических условий О, воспитания и развития познавательных способностей учащихся.

  Лит.: Сеченов И. М., Избранные произведения, т. 1, М., 1952; Выготский Л. С., Избранные психологические исследования, М., 1956; Рубинштейн С. Д., Принципы и пути развития психологии, М. 1959; Блонский П. П., Избранные психологические произведения, М., 1964; Данилов М. А., Процесс обучения в советской школе, М., 1960; Смирнов А. А., Проблемы психологии памяти, М., 1966; Ланда Л. Н., Алгоритмизация в обучении, М., 1966; Основы дидактики, М., 1967; Занков Л. В., Дидактика и жизнь, (М., 1968); Кабанова-Меллер Е. Н., Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся, М., 1968: Костюк Г. С., Принцип развития в психологии, в кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии, М., 1969; Лейтес Н. С., Умственные способности и возраст, М., 1971; Скаткин М. Н., Совершенствование процесса обучения, М., 1971; Талызина Н. Ф., Кибернетика и педагогика, М., 1971; Щукина Г. И., Проблема познавательного интереса в педагогике, М., 1971; Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; Проблемы социалистической педагогики, М., 1973; Валлон Анри, От действия к мысли, М., 1956; Брунер Д., Процесс обучения, пер. с англ., М., 1962; Спенс К., Теоретический анализ процесса научения, в кн.: Экспериментальная психология, под ред. С. С. Стивенса, пер. с англ., т. 2, М., 1963; Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К., Планы и структура поведения, пер. с англ., М., 1965; Пиаже Жан, Избранные психологические труды, (М., 1969); Лингарт И., Процесс и структура человеческого учения, пер. с чешск., М., 1970; Aebli Н., Didactique psychologique. Application à la didactique de la psychologie de Jean Piaget, 2 éd., ., 1963; Guthrie Е. R., The psychology of learning, Rev. ed., . ., 1960; Hilgard Е. R., Theories of learning, 3 ed., . .,. 1966; Lumsdaine A. A., Teaching machines and programmed learning, Wash., 1960; Mowrer . ., Learning theory and behavior, . ., 1960; Ausubel D. ., The psychology of meaningful verbal learning: an introduction to school learning, . ., 1963; Madsen . ., Theories of motivation, 4 ed., Kent, 1968; Okon ., podstaw problemowego uczenia się, Warsz., 1964; Berlyne D. E., Structure, and direction in thinking, . ., 1966; Skinner . ., The technology of teaching, . ., 1968; Учебният процес и урокът, София, 1973.

  Н. А. Менчинская, М. Н. Скаткин, А. А. Бударный.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 02.03.2021 13:11:43
12:56 Киркоров намекнул на сходство Пугачевой со змеей
12:54 В Кремле оценили анонсированные США санкции против России
12:50 Девушка оставила послание курьеру и опозорилась
12:46 Лукашенко ответил на призывы объединить Белоруссию и Россию
12:46 Умерший на морозе пятилетний россиянин был изнасилован перед смертью
12:40 Кремль отказался «рубить все концы» в ситуации с ПАСЕ
12:35 Все iPhone взломали
12:32 Александр Емельяненко оценил шансы Джигана в поединке с ним
12:31 Филипп Плейн прилетел в Москву после чека Моргенштерна на миллион из его бутика
Больше новостей
СегодняРоссия «Ну вы меня понимаете»Михаилу Горбачеву 90 лет. Что он говорил о США, перестройке, Ельцине и Иисусе Христе
СегодняЭкономика Найдется всеВ России объявили войну неплательщикам налогов. Теперь россияне заплатят даже за чужие долги
СегодняКультура Мама, анархияНастоящий шедевр, похмелье по юности и робот-любовник: как начался Берлинский фестиваль
12:19 Депутат Госдумы пригрозил Горбачеву судом из-за развала СССР
12:31 Соратников Тихановской обвинили в подготовке захвата Гомеля
12:39 Студентка устроила стрельбу из пневматики в российском колледже
СегодняИнтернет и СМИ «Все только и делают, что хвалят себя»Маск зовет на разговор Путина, Соловьева банят биониклы: что не так с нашумевшей соцсетью Clubhouse?
СегодняЦенности «Почему я не сделала этого раньше?»Канье Уэст и Ким Кардашьян разводятся после семи лет брака. Как они будут делить нажитые миллионы?
12:30 Матвиенко назвала россиянам гарантированный способ отдохнуть в 2021 году
12:14 В Совфеде не исключили нового голосования по памятнику на Лубянке
12:26 Лукашенко раскрыл подробности переговоров с Путиным
1 марта 2021Мир Суд отправил Николя Саркози в тюрьму за коррупциюБывший президент Франции за подкуп судьи проведет год за решеткой
СегодняРоссия «Миллион на операцию мне самой не заработать»Только срочная операция вернет Сашу к нормальной жизни. Ей нужна ваша помощь
12:24 Цены на нефть обвалились
12:07 Началось расследование случаев самовозгорания Toyota RAV4
11:58 Мишустин пообедал котлетой и гречкой в школьной столовой
1 марта 2021Культура Во славу КазахстанаБорат, кринж и Zoom: как прошла самая странная в истории церемония вручения «Золотых глобусов»
1 марта 2021Россия Что изменится в жизни россиян с 1 мартаНовые правила выдачи пособий, выезда за границу и продажи товаров: главное о переменах в стране
12:17 Жена Алека Болдуина стала матерью в шестой раз спустя полгода после родов
11:45 В России приготовились сдерживать цены еще на несколько товаров
11:46 Зампрокурора на транспорте Москвы объявили в международный розыск за взятку
1 марта 2021Силовые структуры «Прибыль делят смотрящие и надзиратели»Заключенные крадут у россиян миллиарды прямо из тюрем. Как устроен этот бизнес?
28 февраля 2021Ценности «Мы были принципиально неверны друг другу»Как советская школьница сбежала в США, стала моделью и вышла замуж за знаменитого писателя
12:01 Ведущая «Давай поженимся!» призвала россиянок рожать
11:37 Врач назвала способы защититься от простуды весной
12:00 Диетологи поделились любимыми рецептами простых и полезных завтраков
1 марта 2021Путешествия «Господи, как же сложно!»Дикие условия, заледеневшие водопады и мороз: зачем туристам ехать на зимний Алтай
1 марта 2021Спорт «Я была в шоке: думала, это конец»Триумф Валиевой, слезы Косторной, ликование Туктамышевой. Чем запомнится финал Кубка России?
11:32 Картину в провинциальной английской церкви объявили утраченной работой Тициана
11:14 Девятилетнюю девочку избили до смерти во время ритуала изгнания демонов
11:59 Volvo назвала срок отказа от двигателей внутреннего сгорания
1 марта 2021Бывший СССР «У них свои интересы и цели»Грузию вновь охватили протесты. После ареста лидера оппозиции его сторонники требуют смены власти
28 февраля 2021Мир От рассвета до заката60 лет назад в США чернокожим запрещали ночевать в городках на Юге. Что изменилось за эти годы?
11:56 Опубликовано видео ракетного удара Ирана по авиабазе США
10:56 Поставки нефти из России в дальнее зарубежье обвалились
11:34 Стала известна оценка Первого канала работы Загитовой в «Ледниковом периоде»
28 февраля 2021Силовые структуры «Я отказалась стать украшением для начальника»Самую красивую сотрудницу Росгвардии уволили после 11 лет службы. Ее травили завистливые коллеги
1 марта 2021Культура Без вены виноватаяГероин для поп-звезды, новые супергерои Marvel и ЛГБТ-школьники: главные сериалы марта
10:54 Мужчина попытался задушить скандальную российскую модель в московском метро
10:44 Россиянин задушил простыней храпевшую жену
11:24 «Подарком Путина для списка Forbes» воспользовалась половина российских богачей
Сегодня Забытые и малоизвестные Toyota: они вас поразятВездеход круче «Крузака», отчаянное ретро, среднемоторный суперкар и другие редкие Тойоты
28 февраля 2021Культура «Он стал мужчиной-любоголиком, дамским угодником, ходоком»История россиянина, который пытался купить любовь, но не нашел ее и стал клиентом психотерапевта
11:15 Российская стюардесса частного самолета заявила о строгих табу на внешний вид
10:43 Стало известно о проведенной бывшему тренеру «Спартака» Романцеву операции
11:07 Появились новые данные по зараженным коронавирусом в Москве
28 февраля 2021Из жизни Сокровища народного генералаКак тысячи людей искали выдуманный клад легендарного революционера и кто смог на этом нажиться
27 февраля 2021 Метаморфозы жизниЛюди и звери, красоты и ужасы: 2020 год глазами лучших фотографов
10:39 Матвиенко назвала цель формирования в США образа врага в лице России
10:29 В Грузии начались столкновения протестующих с полицией
11:02 В России за сутки умер 441 пациент с коронавирусом
27 февраля 2021Культура От блюза до «абъюза»Земфира выпустила первый альбом за восемь лет. Каким он получился?
27 февраля 2021 «Даже Гитлер не нашел это место на карте»Самогон из молока, шаманы и сухой закон: как живет самый бедный регион России?
10:18 Глава UFC отреагировал на слова Нового Хабиба о завершении карьеры
11:00 Матвиенко посчитала неправильным путем для России блокировку западных соцсетей
10:13 Россиянам назвали самый полезный суп
27 февраля 2021Бывший СССР «Он не может принимать адекватные решения»В Армении армия пошла против Пашиняна из-за его слов об «Искандерах». У премьера не осталось союзников
12 февраля 2021 Партнерский материалКак на карнавалеЧем удивляют лучшие музыкальные шоу планеты
10:41 Голикова оценила заболеваемость COVID-19 в России
10:32 Заглядывавший под юбки студент спрятал камеру в санузле и попался
10:11 Сбербанк сообщил о рекордном росте расходов россиян в феврале
10:26 Звезда «Ворониных» раскрыл причину закрытия сериала
10:09 Бывший генпрокурор Украины станет ведущим ток-шоу на телеканале Порошенко
10:17 Россиянин рискнул пообедать в придорожной столовой в Сочи и поделился опытом
10:06 Сотни похищенных из школы девочек спасли спустя четыре дня
10:16 Путин оценил роль Горбачева в мировой истории
10:09 Россия почти в восемь раз обогнала Европу по росту цен на продукты