|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Ню | Ню (далее Н) (франц. nu — нагой, раздетый), один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. Н не является академической штудией (служащей учебным целям или подготовительным материалом к картине) и носит, как правило, гедонистический характер. В своем развитии Н тесно связан с изображением обнаженного человеческого тела и воплощает идеал красоты данной страны и эпохи, утверждает ценность земного, чувственного бытия. Н зарождается в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического, исторического и бытового жанров. Изображения нагого женского тела у Джорджоне, Тициана, Корреджо и др. воплощают идеальные представления итальянских гуманистов о женской красоте и часто овеяны философско-поэтическими ассоциациями. Формирование Н как жанра происходит в 17 в. с распространением идей сенсуализма: изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным началом. В произведениях П. П. Рубенса пышные барочные формы, жизненная прелесть юной цветущей красоты говорят о чувственном, полнокровном восприятии мира ("Шубка", около 1638—1640, Художественно-исторический музей, Вена). Изображение обнаженного женского тела стало главной темой в картине Веласкеса "Венера с зеркалом" (1651, Национальная галерея, Лондон). Рембрандт отказывается от идеализации модели, трактует Н в интимно-бытовом плане ("Женщина, входящая в воду", 1655, Национальная галерея, Лондон). В 18 в. Н широко распространяется в искусстве французское рококо (характерны утонченно-грациозные, кокетливые, проникнутые откровенной чувственностью ню Ф. Буше). В 1-й половине 19 в. Ж. О. Д. Энгр пытался противопоставить буржуазной действительности идеальные, классические каноны красоты ("Источник", 1856, Лувр, Париж). В середине 19 в. салонно-академические живописцы А. В. Бугро, А. Кабанель и др. используют Н для создания слащавых, эклектических произведений. В противовес им ранние ню Г. Курбе подчеркнуто демократичны. Э. Мане окончательно порывает с мифологической оправой ню, подчеркивая современное окружение модели ("Олимпия", 1863, Музей импрессионизма, Париж. В произведениях О. Ренуара нагое женское тело трактуется в единстве с пейзажем, изображается купающимся в свете и воздухе ("Н на солнце", 1876, Музей импрессионизма). Более лирически-камерны ню П. Боннара. В искусстве 20 в. ню обычно связывается с поисками новых художественных средств выражения (П. Пикассо, Ж. Руо, К. ван Донген, А. Модильяни и др.), что приводит к усилению экспрессивности образа, но зачастую сводится лишь к формальному экспериментированию.
Лит.: Clark ., The nude into the art, L. — . ., 1962.
К. Г. Богемская. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:07:22
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|