|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Ньяя | Ньяя (далее Н) (санскр., буквально— правило, канон, логика вообще), одна из шести ортодоксальных (т. е. признающих авторитет вед) систем философии. Различают "первоначальную" Н, исходным текстом которой была "Н-сутра" Гаутамы (2 в. до н. э. или 2 в. н. э.), а наиболее важными комментариями к ней — "Н-бхашья" Ватсьяяны (4—5 вв.), "Н-варттика" Удьотакары (7 в.), "Н-варттика-татпарьятика" Вачаспати Мишры (9 в.), "Н-манджари" Джаянты Бхатты (10 в.) и "Киранавали" Удаянты (10 в.), и "новую" Н ("Навья-Н"), основной текст которой — "Таттва-чин-тамани" Гангеши Упадхьяи (12 в.) и многочисленные работы его последователей в 14—18 вв.: Васудевы Сарвабхаумы, Рагхунатхи Широмани, Матхуранатхи и др. Предметом "первоначальной" Н являлся анализ проблем логики, семантики, грамматики и теории познания, возникавших при определении правил ведения философских диспутов и нахождении критериев достоверного опытного знания. Эти проблемы распределялись по 16 основным темам: источники истинного знания (чувственное восприятие, логический вывод, аналогия и словесное свидетельство авторитета), объекты познания (в т. ч. материальные предметы, морально-этические ценности, психические состояния и религиозные феномены), ситуации сомнения в подлинности знания, мотивы к совершению действий, примеры, на которых возможно достижение согласия между участниками диспута, основания для доказательств, структура логического вывода, гипотетического умозаключения, способы открытия нового знания, диспуты, приводящие к установлению истины, софистические споры, правила опровержения оппонента, ошибки в логическом выводе, признаки подмены терминов, уловки в споре и условия признания поражения в споре. По мере развития Н все больше внимания уделялось формально-логической проблематике, а вопросы теории познания и методологии, дискуссии отходили на второй план. Сложилась классическая пятичленная форма логического вывода, радикально отличающаяся от аристотелевской силлогистики, во-первых, тем, что термины вывода определяются по правилам логики отношений, а не логики субъектов и предикатов, во-вторых, той ролью, какую играл пример в структуре вывода. Представители Н, занимая позиции крайнего логического реализма, не допускали возможности отношений с недемонстрируемыми терминами; поэтому пятичленная структура вывода сохраняла особенности умозаключения по аналогии или уподобления образцу и не могла быть сведена к трехчленному силлогизму.
Усиление реалистических тенденций в теории познания Н шло параллельно с ее сближением, а затем практически слиянием с философией вайшешики, у которой Н заимствовала всю физику и систему онтологических категорий, превращенных Н в теоретико-познавательные. "Знание" для Н приобрело такое же положение, как и объекты физического мира, а способам его получения и верификации был придан строго операционалистский характер. Это превращение завершилось в "новой" Н, авторы которой занимались почти исключительно проблемами формальной логики и логической семантики. Они создали законченную систему интенсиональной логики, все правила которой были строго формализованы. При получении терминов логического вывода главными являлись операции многоступенчатого отрицания, позволявшие осуществлять логического действия без кванторов и содержательного ограничения свойств, что позволяло полностью исключить случаи недемонстрируемости терминов.
Лит.: Vidyabhusana . С., A history of Indian logic, Calc., 1921; Keith A. ., Indian logic and atomism, Oxf., 1921; Randle Н ., Indian logic in the early schools, Oxf., 1930; Chatterjee . ., Nyāya theory of knowledge, . ., 1939; Ingalls D. Н ., Materials for the study of Navya-nyāya logic, Camb., 1951; MatiIaI . ., The Navya-nyāya doctrine of negation, Camb., 1968; его же, Epistemology, logic and grammar in Indian philosophical analysis, The Hague, 1971. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:29:14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|