Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Нотопечатание

Нотопечатание (далее Н), полиграфическое размножение нотных (музыкальных) текстов.

  Н появилось вскоре после изобретения книгопечатания. В первых печатных церковных книгах текст церковных напевов набирался, а для нот, которые вписывались от руки ("Латинский псалтырь", 1457), оставлялись места. Позднее печатались нотные линейки и вписывались только сами ноты ("Музыкальное искусство", 1495); существует предположение, что ноты иногда штамповались. Отлитые нотные литеры (без линеек) впервые появляются в "Краткой грамматике" Ф. Нигера (Венеция, 1480). В 1498 О. Петруччи (Венеция) получает привилегию на изобретенный им способ Н с набора металлических подвижных литер; печать была двукратной — вначале нотные линейки, затем ноты. Издания Петруччи долгое время оставались непревзойденными по красоте шрифта и точности соединения нот и линеек. Усовершенствовал набор П. Отен (Париж, 1525): каждая литера состояла из одной ноты и отрезка нотного стана (линеек). Шрифт Отена был предназначен для печати в один прогон и позволял воспроизводить многоголосие, но ввиду сложности процесса набора он вскоре уступил место более простому, одноголосному шрифту. В 1755 И. Брейткопф (Лейпциг) изобрел новый наборный шрифт, каждый нотный знак которого составлялся из трех разборных частей (головки, штиля, вязки). Широкому распространению этого шрифта препятствовала сложность набора. Более перспективной оказалась гравировка нот. Нотные примеры в книгах изготовляли в виде выпуклой гравюры на дереве ("Музыкальные цветы", 1488). Первые опыты гравюры по металлу (углубленной) дают образцы Н в виде негативов — белые ноты на черном фоне ("Канцоны, сонеты, страмботты и фроттолы", 1515) — принцип высокой печати. Хорошо выполненная гравировка на меди в соединении с принципом глубокой печати появляется в 1586 у С. Веровио (Рим), который применил эту технику к Н, заимствовав ее у нидерландских граверов. Этот способ позволял передавать нотный рисунок любой сложности и поэтому приобрел широкое распространение (Англия, около 1611, сборник "Парфения"; 1615; конец 17 в.). Значительно усовершенствовали процесс гравировки Дж. Клуэр, Дж. Уолш и Дж. Эйр (Лондон, около 1730). Они начали применять доски из сплава со Мягкость сплава облегчила работу и позволила выбивать пунсонами все постоянно встречающиеся знаки. Вплоть до конца 18 в. Н производилось непосредственно с досок, что приводило к их быстрому износу. С изобретением литографии с каждой доски стали делать оттиск для переноса на литографский камень или на металлические формы для плоской печати.

  С начала 20 в. нотный рисунок переносится фотомеханич. способом на (для клише) или на тонкие пластины ( или являющиеся формами для офсетной печати. Оригиналами, предназначенный для фотомеханического перевода на печатные формы, помимо награвированных досок, служат нотные страницы, каллиграфически написанные от руки или вычерченные на прозрачной бумаге. В виде опытных образцов появляются пишущие машины для печатания нотных оригиналов.

  В России первые "знаменные" (безлинейные) нотные шрифты были отлиты в Москве в 1652 Ф. Ивановым и в 1678 А. Мезенцем и И. Андреевым, но печатание с них не производилось. Начало Н в России относится к 1677, когда С. Гутовский (Москва) напечатал ноты с гравированных досок. В 1766 С. Бышковский (Москва) разработал способ наборного воспроизведения безлинейных нот, отличавшийся большим совершенством. По этому способу напечатаны "Ирмолог", "Октоих", "Обиход", "Праздники" (издание завершено в 1772). Светские музыкальные сочинения первоначально печатались в России методом гравировки на меди ("Коронационный кант", 1730; "Между делом безделье" Г. Н Теплова, Петербург, 1751) или наборным шрифтом И. Брейткопфа (издания его сына, Б. Брейткопфа, Петербург, 1781—1800). В 19 в. нотные издания в России осуществлялись посредством обычной гравировки.

  В СССР наряду с гравировкой наиболее распространен метод штамповки нот типографской краской на миллиметровой бумаге при помощи набора штампов, лекал и с применением рейсфедера. Получает распространение (с 1959) метод фотонабора, при котором нотный текст монтируется из пластмассовых нотных знаков на большой доске, составленной из полос резины. После корректуры доски фотографируются. При небольших тиражах, а также для предварительного ознакомления специалистов ноты печатаются с рукописей на светокопировальных аппаратах.

  Лит.: Юргенсон Б., Очерк истории нотопечатания, М., 1928; Кунин М. Е., Н, 2 изд., М., 1966; Иванов Г. К., Нотоиздательское дело в России, М., 1970; Luther ., Schaal R., Notendruck, в кн.: Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzykiopädie der Musik, Bd 9, Kassel — Basel, 1961, . 1667—1695; Notendruck-und-stich, в кн.: Riemann Н, Musik-Lexikon, Bd 3, Sachteil, Mainz, 1967, . 638—41.

  Н А. Копчевский.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.08.2017 23:44:49


23:21 Власти Югры заявили о стабильной обстановке после атаки в Сургуте
22:19 «Рубин» забил «Анжи» шесть безответных мячей
20:34 Президент Турции посоветовал главе МИД Германии знать свое место
19:25 Собянин назвал «гениальной» идею перенести столицу России за Урал
19:17 Карякин потроллил Каспарова за восьмое место на турнире в Сент-Луисе
18:46 В Совфеде и Госдуме ответили на предложение перенести столицу за Урал