Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Ноо

Ноо (далее Н), но, ногаку, один из жанров японского традиционного театра. Первоначально вид народного японского театра. Затем профессионализировался. В 14—15 вв. сложился как театр для феодальной знати и военной аристократии. Представление Н включает музыку, танец и драму. Действие сопровождается оркестром, состоящим из флейт, барабанов разных размеров, и мужским хором, который активно вмешивается в действие. Спектакли Н происходят на открытой с трех сторон квадратной площадке с крышей, опирающейся на четыре столба. С левой стороны сцены отходит помост (хасигакари), ведущий за кулисы. Он служит для выхода и ухода актеров, а также дополнительной сценической площадкой. Спектакли идут без занавеса и декораций, на фоне постоянного задника с изображением зеленой раскидистой сосны на поле. Оркестр и хор располагаются на сцене: оркестр вдоль задника, хор вдоль правой стороны площадки. В основе содержания пьес Н — сюжеты японской классической литературы, исторических хроник и буддистских легенд; в них много монологов, воспоминаний, действие очень растянуто, драматическое развитие и конфликт почти отсутствуют; всегда два действующих лица — ситэ (действователь) и ваки (партнер), иногда их сопровождают спутники — цурэ, не имеющие самостоятельных функций. Ситэ и его сопровождающие выступают в масках, ваки — без масок. Все роли исполняются мужчинами. Драматургия Н основывается на двух эстетических концепциях — мономанэ (подражание действительности) и югэн (внутренний смысл), которые находят выражение в тексте, танце, музыке и сценическом движении.

  Обычно представление состоит из пяти пьес разного характера, между пьесами в качестве интермедий включаются короткие грубоватые народные комедии — кегэны, чтобы оттенить элегантность и изысканность основного действия. Грим в театре Н не применяется, мимика отсутствует, лица исполнителей и хористов неподвижны, костюм лишен бытовой конкретности и служит для создания цветовой партитуры спектакля.

  Основоположниками театра Н были Канъами — Кандзэ Киецугу (середина 14 в.) и его сын Дзэами Кандзэ Мотокие (14—15 вв.). Оба они были не только актерами, авторами пьес, музыки и танцев, но и теоретиками искусства театра Н, сформулировавшими его основные принципы. Исторически сложилось пять школ театра Н: Кандзэ, Компару, Хосе, Конго и Кита. В 60-е — начале 70-х гг. 20 в. труппы продолжают сохранять средне-вековую структуру. Представления устраиваются регулярно, они рассчитаны на узкий круг зрителей, и поэтому театр существует лишь благодаря постоянной финансовой помощи объединения любителей этого жанра.

  Лит.: Конрад Н И., Театр Но, в сборнике: О театре, Л., 1926; Танака Макото, Ногаку-но кансе (Лучшие произведения жанра "Но"), Токио, 1949; Театр и драматургия Японии, М., 1965; Каватакэ Сигэтоси, Нихон энгэки дзэнси (История японского театра), Токио, 1966.

  Л. Д. Гришелева.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 18:56:28