Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Новгородская школа

Новгородская школа (далее Н) (2-я треть 12 — начале 16 вв.), одна из наиболее значительных школ древне-русского искусства, сложившаяся в Новгороде в период феодальной раздробленности и сыгравшая большую роль в развитии русской культуры. Активность и известный демократизм общественной жизни Новгородской феодальной республики определили особую полнокровность искусства Н, сравнительно свободное проникновение в него отголосков современной жизни, ясность, конкретность и энергичный лаконизм стиля. Монументальной простотой, пластической мощью, компактностью объемов выделялась уже архитектура периода Киевской Руси (Софийский собор, 1045—1050; Георгиевский собор Юрьева монастыря, начат в 1119) при относительной сложности ее пространственных композиций. Более скромны, интимны небольшие одноглавые 4-столпные храмы 2-й половины 12 в. (Спаса на Нередице, 1198; Петра и Павла на Синичьей горе, 1185—92; Георгия в Старой Ладоге, 2-я половина 12 в.). В живописи 12 в. наряду с ориентацией на искусство Византии и Киева (фрески Софийского и Николо-Дворищенского соборов, церкви Георгия в Старой Ладоге; иконы "Устюжское благовещение", Третьяковская галерея, Москва, и "Ангел Златые власы", Русский музей, Ленинград) проявился самобытный демократизм местного искусства — главным образом во фресках церквей Благовещения в Аркажах (1189), Спаса на Нередице (1199) с их психологической напряженностью и грубоватой силой, резкой графичностью бликов. Связь с народным творчеством, мажорная красочность и обобщенность, декоративная графичность отличают ряд икон 13 — начала 14 вв. ("Еван, Георгий и Власий", Русский музей). С конца 13 — начала 14 вв. зодчие Новгорода, ставшего крупнейшим культурным центром Руси, стремятся усилить выразительность архитектурной композиции, используя иногда элементы романского стиля, применяя трехлопастные завершения фасадов (церкви: Николы на Липне, 1292; Успения на Волотовом поле, 1352, см. Волотово). В стройных торжественных сооружениях 2-й половины 14 — начала 15 вв. (Федора Стратилата церковь, 1360—61; Спаса на Ильине церковь, 1374) известная нарядность, свободное использование декоративных элементов сочетаются с тектонической ясностью объема. Фрески церквей Спаса на Ильине улице (1378, Феофан Грек), Федора Стратилата на Ручье (2-я половина 14 в.), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390) поражают одухотворенной патетикой, стремительностью и свободой движения, драматической экспрессией письма; линейно-графические иконописные приемы ощущаются во фресках церквей Спаса на Ковалеве (1380), Рождества на кладбище (1380—1390-е гг.). В иконописи конца 14—15 вв. отразились народные представления и верования, события истории города ("Флор и Лавр", "Битва новгородцев с суздальцами" — в Третьяковской галерее); замечательны в ней артистическая выразительность строгих, обобщенных линий, сияющая чистота красок, лаконизм и четкость силуэтов. В миниатюре и декоративном искусстве Н велика роль плетеного орнамента, бытовых и юмористических фигур. В середине 15 в. в церковной архитектуре развиваются архаические тенденции. С конца 15 в. искусство Новгорода теряет своеобразие и развивается в общем русле русской культуры.

  Лит.: Лазарев В. Н., Искусство Новгорода, М., 1947; его же, Новгородская иконопись, М., 1969; История русского искусства т. 2, М., 1954; Всеобщая история архитектуры, т. 3, 6, М., 1966—68; Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода, М., 1968.

  М. И. Андреев.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.10.2017 12:22:40


12:10 Танцовщица пробежала на каблуках 42 километра за рекордное время
11:59 Петербуржец разбился при попытке спуститься по простыням из чужой квартиры
11:54 Жириновский нашел способ победить новогоднее пьянство
11:42 У стен Верховной Рады появилась полевая кухня и первая баррикада
11:38 Брата Вайнштейна обвинили в сексуальных домогательствах за приглашения на ужин
11:32 Скорая отказалась ехать к умирающему ребенку в Пензе