Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Новалис

Новалис (далее Н) (Novalis) (псевдоним; настоящее имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Hardenberg)) (2.5.1772, Видерштедт, около Мансфельда, — 25.3.1801, Вейсенфельс), немецкий поэт и философ, представитель раннего романтизма в (круг т. н. иенских романтиков). Учился в университетах Иены, Лейпцига, Виттенберга (философия, юриспруденция), позже изучал горное дело во Фрейберге. Как Ф. Шлегель и Ф. В. Шеллинг, первоначально испытал влияние "наукоучения" И. Г. Фихте, однако фихтевскую субъективную диалектику сознания Н трансформировал в объективно-идеалистическую диалектику природы. Ее основной тезис — утверждение дискретности мира и одновременно нерасчлененности его стихийной подосновы, вследствие чего мир следует понимать как единое целое. Специфическим для Н является представление о противоположностях как о двух рядах явлений, из которых один выступает как обозначение другого, что ведет к возможности всеобщего перехода, экстатической игре сущностей и имен (ввиду этого Н называл свою философию "магическим идеализмом"). Человек как микрокосм, преодолевая внутреннее разобщение, должен стремиться к единству; ум, рассудок, фантазия суть отдельные функции скрытого в глубине "Я", недоступного для языка слов (влияние немецкой мистики, особенно Я. Беме). "Я" и мир тоже подлежат конечному соединению в процессе их взаимопроникновения, интуитивного "вчувствования" индивида в объект познания, что с наибольшей полнотой достигается поэтом в процессе творческого акта. Искусство как высшая сфера духовной деятельности осуществляет слияние науки, религии, философии; к этому Н стремился в своем творчестве, в частности при разработке поэтически-философского жанра фрагмента. В лирическом цикле "Гимны к ночи" (журнал "Атенеум", 1800) в аллегорической форме утверждается превосходство бесконечного небытия над конечной жизнью. В "Духовных песнях" Н трактовал тексты Священного писания в духе пиетизма (в этом он близок Ф. Шлейермахеру). Незаконченный роман Н "Генрих фон Офтердинген" (1802, рус. пер. 1914), начинаясь как традиционный "роман воспитания", перерастает в мифологическое действие сказочно-космических масштабов.

  В поисках общественного идеала Н обращался к средним векам, где видел единство духовной культуры, строгую иерархию социальных организаций, гегемонию духовной власти и "заботу" об индивиде; в средневековой Европе усматривал прообраз идеального государства будущего по контрасту с современным ему буржуазным обществом ("Христианство и Европа", 1799, опубликовано в 1826).

  Соч.: Schriften, Bd 1—4, 2 Aufl., Stuttg., М., 1960—65; в рус. пер. — Фрагменты, М., 1914; Стихотворения, "Аполлон", 1910, № 7; Ученики в Саисе, в сборнике: Немецкая романтическая повесть, т. 1, М. — Л., 1935.

  Лит.: История немецкой литературы, т. 3, М., 1966, с. 139—48: Берковский Н Я., Романтизм в Л., 1973; Haering ., Novalis als Philosoph, Stuttg., 1954; Beheim-Schwarzbach M., Novalis, 2 Aufl., Hamb. 1948; Ritter ., Der unbekannte Novalis, Gött., 1967; Malsch ., Europa. Poetische Rede des Novalis, Stuttg., 1965.

  Ал. В. Михайлов.

 



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 01.07.2022 20:32:15