Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Нирвана

Нирвана (далее Н) (санскр., буквально — угасание, затухание), центральное понятие религиозной философии буддизма (а также джайнизма), означающее высшее состояние, конечную цель духовных стремлений человека. В буддийских текстах Н характеризуется как нечто непостижимое, невыразимое, противоположное тому, что может быть в "этом мире и мире ином", представляя в сущности состояние внутренней полноты и абсолютной отрешенности от внешнего бытия. Психологически состояние Н негативно описывается как отсутствие страсти, жажды жизни вообще, а позитивно — как состояние совершенства, удовлетворенности и самодостаточности. Погруженность в себя, исключающая необходимость обращения к внешнему, в состоянии Н характеризуется некоей не поддающейся расчленению "деятельностью" интеллекта, чувства и воли, которую можно определить как состояние созерцательной сосредоточенности. Буддийский идеал — отсутствие мыслей о счастье и несчастье, добра и зла, видимое безразличие к основным человеческим устремлениям — можно обозначить даже как отсутствие какой-либо определенной цели вообще. Единственно вычленимое ощущение в состоянии Н — это ощущение несвязанности, независимости, свободы. Однако это не свобода, "преодолевшая" мир, а свобода, "снявшая" мир, поскольку мир не противостоит в буддизме человеческой личности и, следовательно, не требует преодоления.

  Хотя достижение Н предполагает отказ от идеи счастья вообще, буддийские тексты описывают Н не только как состояние покоя, но и как состояние блаженства. В 20 в. Н перестала отождествляться с состоянием абсолютного ничто (Р. Чайлдерс, Великобритания, Ф. И. Щербатской, СССР и др.). Однако вряд ли оправдано и отождествление Н с состоянием сверхбытия, начавшегося в этой жизни и продолжающегося после смерти (в работах Т. У. Рис-Дейвидса, Великобритания, Х. Глазенаппа, ФРГ, и др.). Состояние полной удовлетворенности в принципе снимает вопрос о продолжительности удовлетворения и, следовательно, о будущей жизни. Учитывая это и одновременно буддийское непризнание смерти как уничтожения, можно полагать, что Н не имеет отношения к категории времени вообще.

  В ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием Н возникают представления о ней как об абсолютной реальности, делаются попытки онтологизации психологического состояния (концепция сарвастивадинов в хинаяне; учение мадхьямики в махаяне, приравнивающее Н шуньяте (пустоте), и др.). В джайнизме Н означает совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, от бесконечной игры рождений и смертей.

  Концепция Н находится в русле мистических идей о достижении совершенного состояния души или психики, построения "царства не от мира сего внутри нас". Особенностью буддийской и отчасти джайнской идеи Н, отличающей ее не только от идей христианской мистики, манихейства, суфизма, но и от индуистских концепций "освобождения", является (несмотря на определенное сходство с этими концепциями в махаяне) упование только на собственные силы и абсолютная несвязанность достижения Н с идеей трансцендентного (бога, добра), утверждение постулата божественности человека. Абсолютная отрешенность от всего внешнего, несомненная эгоцентрическая настроенность приводят многих последователей Н к устранению от участия в жизни общества.

  Лит.: Vallée Poussin L. de la, Nirvāna, ., 1925; Stcherbatsky ., The conception of Buddhist nirvana, Leningrad, 1927; Frauwallner Е., Die Philosophie des Buddhismus, 3 Aufl., ., 1969; Conze Е., Buddhist thought in India, L., (1962); Welbon G. R., The Buddhist Nirvana and its Western interpreters, Chi.—L., 1968; Johansson R., The psychology of Nirvāna, . ., 1970. См. также лит. при ст. Буддизм.

  В. П. Лучина.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 03:36:01