Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Нидерландская школа

Нидерландская школа (далее Н) творческое направление в музыке 15—16 вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических и распространившееся в странах Западной Европы (другие название — франко-фламандская, бургундская и фламандская). Ведущая композиторская школа эпохи Возрождения ознаменовала расцвет вокально-хоровой полифонии и подытожила развитие английского и французского вокального многоголосия 9 — начала 15 вв. Сформировалась на основе высокого профессионализма, художественных достижений и народных традиций передовой музыкальной культуры Нидерландов. Условно хронологически делится на 3, иногда на 4 школы, возглавлявшиеся великими композиторами-контрапунктистами Ж. Беншуа, Г. Дюфаи (1-я, бургундская школа, остальные — фламандские), И. Окегемом (служил при французском дворе), Я. Обрехтом (работал в Нидерландах, Италии), Жоскеном Депре (жил в Италии, Северной и О. ди Лассо (Италия, Англия, Бавария). В числе композиторов Н, работавших в др. странах (основавших местные школы полифонии), — Х. Изак, А. Вилларт, Я. Аркадельт, Ф., ле Бель (учитель Палестрины), Л. Компер, А. Бюнуа, А. Брюмель, Н. Гомберт, Ж. Мутон, Я. Клеменс -"не папа", Ф. Вердело, Ф. де Монте, К. де Роре, П. де ла Рю. Н разработала универсальные принципы полифонического развития — сквозную имитацию и сложный контрапункт, основанные на математических расчетах интервалов и геометрических преобразованиях мотивов. Главный "твердый напев" (кантус фирмус), повторяемый при различных его инверсиях-обращениях, давал цельность композициям, воплощая идею "единства в многообразии" (философское представление о мироздании). Мастера Н развивали вокальную полифонию так называемого строгого стиля, виртуозно владея ее сложной техникой. Они писали церковную и светскую музыку — мессы, мотеты, мадригалы, полифонические песни (шансоны, рондели, баллады и др.), в 16 в. — иногда и инструментальные пьесы. Высшее достижение Н — жанр хоровой мессы а капелла. Одухотворенно-философская созерцательность и сложные "звуковые архитектуры" месс, их полнозвучная мощь и впечатляющая сила воздействия соответствовали величию готических соборов, где они исполнялись. Глубокая сосредоточенность и просветленная вдохновенность музыки подчеркивалась преобладанием светлых высоких регистров (хора мальчиков, мужских фальцетов), плавным развертыванием и гармоничным сочетанием различных мелодических линий, красотой вариантов их прозрачного контрапунктирования (подобно палитре чистых тонов, прозрачной ясности света и строгому изяществу линий на полотнах Я. ван Эйка и др. нидерландских живописцев этой эпохи). Эмоциональность, изобразительность и народная основа светской музыки Н запечатлела ренессансное богатство человеческих чувств. Художественные достижения Н были результатом плодотворного сочетания традиций средневекового религиозно-философского искусства с гуманистической живой выразительностью и научно-эмпирическим конструктивизмом художественной мысли Возрождения. Многие музыканты Н были также математиками и философами. Отсюда скрытая символика их математически рассчитанных композиций, их "загадочные", каноны (с иносказаниями для разгадок — вычислений моментов и интервалов вступлений голосов), сочетающиеся с новой выразительной эмоциональностью музыки, с широким использованием популярных народных мелодий даже в мессах. Законы полифонии и новые выразительные средства, разработанные Н, открыли пути будущему развитию инструментальной музыки, но как стилевое явление Н завершила период многовекового господства церковных вокально-хоровых жанров и религиозного мировоззрения в музыкальном искусстве Европы. Многие художественные принципы Н сохранили свое значение в последующем развитии европейской музыки, не только полифонической, но и гомофонной (см. Гомофония), и позднее додекафонной (см. Додекафония).

 

  Лит.: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч, 2, М., 1941, с. 305—468; Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, М., 1959; Wolff Н. Chr., Die Musik der alten Niederländer, Lpz., 1956.

  Л. Г. Бергер.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 17.08.2017 12:51:02


12:43 Немецкий политик согласился с принадлежностью Крыма России
12:39 СК возбудил дело против забывших вату в голове ребенка пермских хирургов
12:22 Турция призвала Германию не верховодить Евросоюзом
12:15 Китайцев обвинили в расизме из-за скетча с индийскими «чуваками»
11:59 Украинский журналист рассказал о поддержке Лукашенко «Оранжевой революции»
11:21 Абонент попытается взыскать с МТС 30 миллиардов рублей