|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Нестеров Михаил Васильевич | Нестеров (далее Н) Михаил Васильевич (19(31).5.1862, Уфа, — 18.10.1942, Москва), советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Родился в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877—81 и 1884—1886) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова, в петербургской АХ (1881—84) у П. П. Чистякова. С 1889 экспонент, с 1896 член Товарищества передвижников. Жил главным образом в Москве (в 1890—1910 — в Киеве). Вначале писал в духе передвижничества жанровые картины ("Знаток", 1884. Третьяковская галерея), исторические композиции ("До государя челобитчики", 1886, собрание Г. Б. Смирнова, Москва), портреты; много работал как иллюстратор. В картинах "Пустынник" (1888—89, Третьяковская галерея), "Видение отроку Варфоломею" (1889—90, там же) интересы Н. перемещаются в область духовно-религиозных и этических проблем, поисков просветленной и чистой душевной красоты людей, пренебрегших суетой мира; Н. воспринимал их в единстве с одухотворенными лирическими образами неяркой сев. природы — холодных озер, перелесков и одиноких деревьев. Тихая созерцательность, умиротворенное настроение, активная эмоциональная роль блеклого, широко развернутого пейзажа внесли новые поэтические ноты в рус. живопись. Боль за народ принимала у Н. форму религиозно-патриархальных иллюзий, которые проявлялись в его живописи все сильнее; интерес к психологии верующих, к эмоциям просветления и озарения приводил художника к своеобразному драматизму ("Под благовест", 1895, "Великий постриг", 1897—98, "Святая Русь", 1901—06, — в Русском музее, Ленинград; "На Руси", 1916, Третьяковская галерея). Все явственнее обозначались в живописи Н. черты "модерна" — интерес к образной символике, сближение картины с декоративным панно, блеклость разбеленного цвета, плоскостность композиции. В монументальной живописи (росписи Владимирского собора в Киеве, 1890—95; мозаики церкви Спаса "на крови" в Петербурге, 1894—97; росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, 1908—11) эти черты постепенно приобретали характер холодной стилизации, а историко-религиозные темы получали все более официальную церковную трактовку. Вместе с тем реалистические устремления художника, его интерес к раскрытию душевного строя человека в единении со средой — интерьером и пейзажем — нашли выражение в портретах, великолепных по цельности образного строя, ясности характеристик, мягкости лепки, выразительности силуэтов ("Е. П. На", 1905. "Философы". 1917, — в Третьяковской галерее; "О. М. На", 1906, Рус. музей).
В сов. время реалистические начала творчества Н. получили качественно новое развитие. Он работал главным образом как портретист, создав замечательные образы деятелей науки и искусства. Эти портреты, в основном 1930-х гг. (П. Д. и А. Д. Кориных, 1930, А. Н. Северцова, 1934, И. Д. Шадра, 1934, С. С. Юдина, 1935, И. П. Павлова, 1935, Государственная премия СССР, 1941; К. Г. Держинской, 1937, Е. С. Кругликозой, 1938, В. И. Мухиной, 1940, — все в Третьяковской галерее), выдвинули художника в ряд ведущих мастеров живописи социалистического реализма. Их объединяют ощущение богатства духовной жизни, творческого горения, разнообразие остро выявленных характеров и гибкость в выборе средств, наиболее рельефно выражающих психологических склад и настроение человека. Портретам свойственны совершенство картинной формы, гармоничное, четкое построение композиции, точность живописной характеристики объема и пространства. Н. продолжал работать и как тонкий мастер лирического пейзажа ("Осень в деревне", 1942. Третьяковская галерея). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Соч.: Давние дни, (2 изд.), М., 1959; Из писем, Л., 1968.
Лит.: Дурылин С. Н., Н-портретист, М. — Л., 1949; Михайлов А., М. В. Н. Жизнь и творчество, (М.), 1958; Никонова И.) М. В. Н, М., 1962.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:12:50
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|