Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Непроизводственная сфера

Непроизводственная сфера (далее Н) совокупность отраслей народного хозяйства, удовлетворяющих разнообразные, кроме производства материальных благ, потребности людей и общества в целом. Эти потребности сводятся к организации и осуществлению обмена, распределения и потребления материальных благ, к производству духовных благ и всестороннему развитию личности, включая охрану и укрепление здоровья людей. Кроме этого, Н удовлетворяет социальные потребности человека и общества в целом как единого общественного организма. ЦСУ и Госплан СССР относят к Н: жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения; пассажирский транспорт; связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения); здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение; просвещение; культуру; искусство; науку и научное обслуживание; управление; общественные организации.

  Большой удельный вес по числу занятых в Н занимают такие отрасли, как просвещение, культура, здравоохранение, производящие специфические предметы потребления, которые К. Маркс назвал услугами. Эти предметы потребления, не имеющие вещной формы, используются в процессе их производства. Поскольку они не принимают вещной формы, то не могут накапливаться и тем самым участвовать в образовании национального дохода, но входят в фонд личного потребления общества.

  Труд работников, оказывающих услуги, воздействует непосредственно на человека. Он участвует в воспроизводстве рабочей силы, в котором постоянно возрастают затраты на удовлетворение духовных потребностей. Однако труд работников просвещения, культуры, здравоохранения, участвуя в воспроизводстве рабочей силы, не входит в издержки ее воспроизводства. В последние включаются затраты труда работников материального производства на удовлетворение их потребностей в образовании, культуре, медицинской помощи. В обмен на эту часть необходимого продукта работники материального производства получают полезный эффект труда работников Н В отличие от продукта материального производства, полезный эффект труда работников Н, особенно просвещения, культуры и т.д., имеет социальную окраску. Если по вкусу пшеницы невозможно узнать, кто ее производил — раб или свободный наемный рабочий, — то просвещение и культура предполагают как необходимый элемент определенную идеологическую направленность. Труд работников Н, если он организован в господствующей форме производственных отношений и реализует цель способа производства, выступает как производительный труд.

  Развитие Н зависит от уровня производительности труда работников материального производства. Чем он выше, тем большими возможностями располагает общество в выделении трудовых и материальных ресурсов в Н Так, в странах с различным уровнем развития производительных сил, но с одинаковой занятостью в Н структура отраслей резко отличается. Страны с высоким уровнем развития имеют и более прогрессивную структуру Н

  Характер и масштабы Н определяются системой господствующих производственных отношений. В капиталистических странах высокий уровень развития Н — следствие не только развития производительных сил, но и паразитизма капитализма. Об этом свидетельствует чрезмерное разбухание таких отраслей Н, как торговля (реклама и т.п.), управление, кредит, финансы и др. Н здесь возрастает и за счет военно-полицейского аппарата государства, с помощью которого монополистическая буржуазия стремится сохранить капиталистический строй. Относительно незначительные суммы идут в такие отрасли Н, как здравоохранение, просвещение и т.п. Развитие Н подчинено основному экономическому закону капитализма — производству и присвоению прибавочной стоимости. Буржуазная экономическая наука включает Н в инфраструктуру.

  В социалистических странах развитие Н направлено на повышение благосостояния трудящихся и всестороннее развитие личности. С прогрессом общества в ходе обмена деятельностью с материальным производством Н оказывает возрастающее влияние на развитие производительных сил, на повышение производительности общественного труда.

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, гл. 4; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Кузнецов А. Д., Развитие производственной и непроизводственной сфер в СССР, М., 1966; Агабабьян Э. М., Экономический анализ сферы услуг, М., 1968; Медведев В. А., Общественное воспроизводство и сфера услуг, М., 1968; Рутгайзер В. М., Экономические проблемы развития непроизводственной сферы в СССР, М., 1971; Солодков М. В., Полякова Т. Д., Овсянников Л. Н., Теоретические проблемы услуг непроизводственной сферы при социализме, М., 1972; Правдин Д. И., Н: эффективность и стимулирование, М., 1973.

  М. В. Солодков.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 11:32:45