Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Неоплатонизм

Неоплатонизм (далее Н) идеалистическое направление античной философии 3—6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Основное содержание Н сводится к разработке диалектики платоновской триады — "единое", "ум" (нус), "душа". Первая онтологическая субстанция (ипостась) этой триады для заполнения разрыва между непознаваемым "единым" и познаваемым "умом" дополнялась возникшим из переработки старого пифагореизма учением о числах, которые трактовались как первое докачественное расчленение "единого". Вторая — "ум", представленная у Платона лишь в виде отдельных намеков, разрабатывалась неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космическом "уме" — перводвигателе и о его самосозерцании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом ("мышлением мышления") и содержал в себе свою собственную "умственную" материю. Учение о "душе" на основе платоновского "Тимея" и тоже под влиянием, как Аристотеля, так и древнего пифагореизма доводилось в Н до учения о космических сферах. Последнее излагалось с большими подробностями и давало картину действия "мировой души" во всем космосе. Т. о., Н как идеалистическая философская система сводится к учению об иерархическом строении бытия и к конструированию его ступеней, последовательно возникающих путем постепенного ослабления первой и высшей ступени в следующем нисходящем порядке: "единое", "ум", "душа", "космос", "материя". Для учения о внутрикосмических телах Н привлек теории Аристотеля о субстанции и качестве, об эйдосах (формах вещей) и энтелехиях (действенно развивающихся принципах вещей), а также о потенции и энергии. На Н оказал влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового первоначала (огня) с внутренним Я человека, однако Н мог родиться только из решительного преодоления вульгарно-материалистических черт стоицизма, натуралистически-пантеистических тенденций стоической интерпретации наследия Платона.

  Неоплатоники много внимания уделяли логическим дедукциям, определениям и классификациям, математическим, астрономическим, натурфилософским и физическим построениям, а также филологическим, историческим и комментаторским изысканиям. Эта особенность все больше развивалась по мере эволюции Н, достигнув схоластической систематики всего тогдашнего философского и научного знания. В целом Н явился последней и весьма интенсивной попыткой сконцентрировать все достояние античной философии для борьбы с христианским монотеизмом.

  Основателем Н в 3 в. явился Плотин (ученик Аммония Саккаса), учение которого было продолжено его учениками Амелием и Порфирием. Эта римская школа Н отличалась спекулятивно-теоретическим характером и занималась по преимуществу конструированием основной платоновской триады. Сирийская школа Н (4 в.), основанная Ямвлихом, во-первых, в систематической форме осмысляла античную мифологию, а, во-вторых, большее внимание стала обращать на религиозно-магическую практику, изъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства, оракулов, мистерий, астрологии и экстатического восхождения в сверхчувственный мир. К этой школе относились также Феодор Азинский, Сопатр, Дексипп. К пергамской школе Н (4 в.), основанной Эдесием Каппадокийским, принадлежали император Юлиан и Саллюстий. В дальнейшем Н все более занимается комментированием Платона и Аристотеля. Афинская школа Н (5—6 вв.) была основана Плутархом Афинским, продолжена Сирианом Александрийским и завершена Проклом. Крупными представителями этой школы были также Марин, Исидор, Дамаский и Симпликий. Александрийская школа Н (4—5 вв.) больше других оказалась погруженной в комментаторство Платона и Аристотеля. К ней относятся: Гипатия, Синезий Киренский, Гиерокл и др. Одновременно с греческими неоплатониками выступали и латинские неоплатоники (4—6 вв.): христианин Марий Викторин, противник христианства Макробий и др. В 529 император Юстиниан запретил изучение языческой философии и распустил Академию платоновскую в Афинах, бывшую последним оплотом языческого Н

  Идеи Н не погибли вместе с крушением античного общества. Уже в конце античности Н вступает в сложное взаимодействие с христианским, а затем с мусульманским и иудейским монотеизмом. Н оказал значительное воздействие на развитие арабской философии (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина).

  Христианский Н в наиболее яркой форме проявился в Ареопагитиках, находящихся в очевидной зависимости от философии Прокла. В византийской философии идеи Н получили большое распространение уже в период ранней патристики (4 в.) благодаря деятельности представителей т. н. каппадокийской школы — Василия Великого, Григория Назианзина и Григория Нисского, ставших на путь христианизации Н Видную роль в распространении идей Н сыграл Максим Исповедник. В 11 в. идеи Н в более светской и рационалистической форме проводил Михаил Пселл.

  Под глубоким влиянием идей Н находился Августин. Некоторые черты Н можно наблюдать и у таких ортодоксальных философов католической церкви, как, например, Ансельм Кентерберийский. Пантеистический характер неоплатоническая традиция приобретает у философов шартрской школы. От ортодоксально-католической линии резко отличается философская система Иоанна Скота Эриугены, который переводил Ареопагитики на латинский язык и широко использовал идеи Н, впадая в прямой пантеизм. В этой связи необходимо подчеркнуть, что основным теоретическим источником пантеизма, как и неортодоксальной мистики, в западной философии средневековья, был именно Н (например, уже у Аморп Шартрского и Давида Динанского).

  К концу средневековья сильное влияние Н сказалось в немецкой мистике 14—15 вв. (Мейстер Экхарт, И. Таулер, Г. Сузо, Ян Рейсбрук и анонимный трактат "Немецкое богословие"). Пантеистические и рационалистические тенденции Н выявились у таких представителей философии Возрождения, как Николай Кузанский, Г. Плифон и М. Фичино. Большой шаг в сторону секуляризации Н был сделан в итальянско-немецкой натурфилософии эпохи Возрождения (Парацельс, Дж. Кардано, Б. Телезио, Ф. Патрици, Т. Кампанелла и Дж. Бруно). О влиятельности Н в 17 — начале 18 вв. свидетельствует школа кембриджских платоников (Р. Кедворт и др.). Немецкий идеализм конца 18 — начала 19 вв. опирался на идеи Н, особенно в лице Ф. В. Шеллинга, а также и Г. Гегеля, который был первым историком философии, адекватно изложившим Н в своей "Истории философии" (см. Соч., т. 11, М. — Л., 1935, с. 35—76). Воздействие Н на идеализм 19—20 вв. можно проследить прежде всего у таких русских философов, как В. С. Соловьев, С. Н Булгаков, С. Л. Франк, П. А. Флоренский. Неоплатонические элементы и тенденции прослеживаются и в ряде различных направлений современной буржуазной философии.

  Лит.: Бриллиантов А., Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены, СПБ, 1898; Епифанович С. Л., Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие, К., 1915; Блонский П. П., Философия Плотина, М., 1918; История философии, т. 1, М., 1940; Лосев А. Ф., Философская проза неоплатонизма, в кн.: История греческой литературы, т. 3, М., 1960, с. 379—98; Duhcm ., physique néoplatonicienne au moyen-âge, Louvain, 1910; Baeumker ., Der Platonismus im Mittelalter, Münch., 1916; Cassirer E,., Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance, Lpz. — ., 1927; Henry ., Plotin et l"occident, ., 1934; Whittaker ., The Neo-Platonists, 2 ed., with a supplem. on the commentaries of Proclus, Camb., 1938; KIibansky R., The continuity of the Platonic tradition during the middle ages, L., 1939; Hoffman E., Platonismus und christliche Philosophic, Z.— Stuttg., 1960; Merlan Ph., From platonism to neoplatonism, 2 ed., The Hague, 1960; Theiler ., Forschungen zum Neu-platonismus, ., 1966; Platonismus in der Philosophic des Mittelalters, Darmstadt, 1969; Le néoplatonisme, ., 1971. см. также лит. при ст. Платонизм.

  А. Ф. Лосев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 13.12.2017 00:44:38


23:54 Саакашвили захотел стать премьер-министром Украины
23:03 На Украине решили судить работников за требование повысить зарплату
00:22 Самый известный в России бомж-болельщик присмотрел дом в Краснодаре
00:19 Знаменитости передумали дружить с школьником со странным носом из-за расизма
00:18 Пролетевший мимо Земли Оумуамуа назвали кораблем пришельцев
00:11 В Москве загорелся Главный павильон ВДНХ