Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Немирович-Данченко Владимир Иванович

Немирович-Данченко (далее Н) Владимир Иванович (11(23).12.1858, Озургеты, ныне Махарадзе Грузинской ССР, — 25.4.1943, Москва), советский режиссер, театральный деятель и педагог, писатель, драматург, народный артист СССР (1936). Основатель (совместно с К. С. Станиславским) Московского Художественного театра (см. Московский Художественный академический театр им. М. Горького). В юности участвовал в любительских спектаклях. В 1876—79 учился на физико-математическом факультете Московского университета. В, 70-х гг. начал выступать в качестве театрального критика. Прозаические произведения Н.-Д. отмечены влиянием А. П. Чехова: повести, посвященные деревне, — "Губернаторская ревизия" (1896), "Сны" (1898), жизни актеров — "Драма за сценой" (1896), нравам прессы — "На литературных хлебах" (1891) и др. Его пьесы "Новое дело" (1890), "Золото" (1895), "Цена жизни" (1896) и др. ставились в Малом и Александрийском театрах и в провинции. Глубокое знание современного ему театрального искусства привело Н.-Д. к мысли о необходимости его коренной реформы. Заинтересовавшись режиссерской деятельностью К. С. Станиславского в обществе искусства и литературы, Н.-Д. предложил ему объединить усилия для утверждения новаторской программы театрального творчества. Результатом заключенного ими союза явилось создание в 1898 Художественно-общедоступного театра (первоначальное название МХАТа), в труппу которого вошли некоторые ученики Н.-Д. (в 1891—1901 он руководил драматическим отделом Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества) и участники общества искусства и литературы. Утверждение реалистической программы Художественного театра, связанной с принципами искусства "переживания", с постановкой передовой современной драмы, осуществлялось театром под совместным руководством Н.-Д. и Станиславского, причем Н.-Д. принадлежало определяющее положение в области репертуара. Вместе со Станиславским он поставил все основные пьесы А. П. Чехова — "Чайка" (1898), "Дядя Ваня" (1899), "Три сестры" (1901), "Вишневый сад" (1904), самостоятельно пьесу "Иванов" (1904). Н.-Д. способствовал привлечению драматургии М. Горького, вместе со Станиславским поставил "На дне" (1902). Он осуществил постановки пьес Г. Гаунтмана ("Одинокие", 1899) и Г. Ибсена ("Когда мы, мертвые, пробуждаемся", 1900; "Столпы общества", 1903: "Бранд", 1906: "Росмерсхольм", 1908). В 1903 Н.-Д. поставил трагедию "Юлий Цезарь" Шекспира, широко используя средства современного психологического театра. Новаторские принципы режиссуры Н.-Д. — мастерство психологического анализа, умение передать неповторимые черты воссоздаваемой общественной среды и особенности стиля автора — убедительно проявились и в постановках русской классики ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского, 1910; "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, 1914). В его инсценировке "Братьев Карамазовых" Достоевского отчетливо прозвучали социально-критические мотивы романа. В то же время противоречивый характер инсценировки "Бесов" Достоевского ("Николай Ставрогин", 1913) вызвал решительное неприятие спектакля М. Горьким. Стремясь к преодолению кризисных тенденций, связанных с опасностью утраты театром контакта с передовой общественностью, Н.-Д. не всегда находил в последние предреволюционные годы надежную опору в драматургии (спектакли "Анатэма", 1909, и "Мысль", 1914, Л. Н. Андреева).

  Новые перспективы перед Н.-Д. открыла победа Великой Октябрьской социалистической революции. Его вклад в развитие режиссерского искусства имел важнейшее значение в утверждении МХАТ на позициях социалистического реализма, в воспитании нового актера — носителя воинствующего и требовательного духа социалистического гуманизма. Н.-Д. настойчиво работал над воплощением на сцене произведений советских авторов, искал решение проблемы современной трагедии в "Блокаде" Вс. Иванова (1929), прокладывал пути к поэтическому воссозданию революционных истории и сегодняшней действительности в постановках "Любовь Яровая" Тренева (1936), "Половчанские сады" Леонова (1939) и "Кремлевские куранты" Погодина (1942). В спектаклях по романам Л. Н. Толстого "Воскресение" (1930) и "Анна Каренина" (1937) режиссер дал образец нового сценического прочтения произведений великого писателя, опираясь на ленинский анализ его творчества. Н.-Д. осуществил также постановки русской классической драматургии: "Гроза" Островского (1935), "Горе от ума" Грибоедова (1938). С особенной силой присущее ему умение выявить глубокую социально-философскую суть произведений в неповторимой, отвечающей его внутреннему строю поэтической форме проявилось в спектаклях "Враги" Горького (1935) и "Три сестры" (1940). Н.-Д. широко и последовательно разрабатывал проблемы театральной теории, воспитания актера в органической близости и внутреннем единстве с изысканиями К. С. Станиславского. В своих обобщениях Н.-Д. исходил из концепции о "трех восприятиях театрального представления", "о трех путях к нему: социальном, жизненном, театральном" — в их неразрывном единстве. Именно на этой основе рождалось имевшее важнейшее значение для творческой практики учение Н.-Д. о "втором плане сценической жизни актера", о "зерне" образа, о "физическом самочувствии", о "внутреннем монологе". Борьбу за принципы сценического реализма, против рутины и штампов Н.-Д. вел и в области музыкального театра; он организовал в 1919 при МХТе Музыкальную студию (с 1926 — Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко), где поставил ряд спектаклей и был руководителем постановок: "Дочь Анго" Лекока, "Лисистрата" Аристофана, "Карменсита и солдат" на музыку Бизе, "Травиата" Верди, "Катерина Измайлова" Шостоковича, "В бурю" Хренникова и др. Государственная премия СССР (1942, 1943). Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

  Соч.: Из прошлого, 2 изд., М., 1938; Театральное наследие, т. 1—2, М., 1952—54; Пьесы, М., 1962; Режиссерский план постановки трагедии Шекспира "Юлий Цезарь", Московский художественный театр, 1903 г., (Вступ. ст. Б. Ростоцкого и Н. Н. Чушкина, М., 1964).

  Лит.: Соболев Ю., Вл. И. Н, П., 1918; Виленкин В. Я., Вл. И. Н. Очерк творчества, М., 1941; Фрейдкина Л., Владимир Иванович Н, М. — Л., 1945; ее же, Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, М., 1962 (лит.); Марков П. А., Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960.

  Б. П. Ростоцкий.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 13.12.2017 02:35:42


02:04 Бык поднял на рога лошадь и наездника на родео в Мексике
01:56 Бойфренд порнозвезды рассказал о секретах семейного счастья
01:18 Назван способ снизить риск развития слабоумия в старости
00:31 Решение отстранить россиян от Олимпиады МОК принял под давлением
00:29 Индианка попыталась выдать облитого кислотой любовника за убитого мужа
00:19 Знаменитости передумали дружить с школьником со странным носом из-за расизма