Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Архитектурное образование

Архитектурное образование (далее А)система подготовки архитекторов высшей квалификации и техников-архитекторов. (О подготовке инженеров и техников строителей см. в ст. Строительное образование и Инженерно-строительные институты.)

  Профессия архитектора — одна из древнейших. В странах Др. Востока она была одной из самых почетных и доступна только знати. Образование в Др. Египте архитектор получал в школах писцов, а мастерству учился обычно в семье: навыки и приемы передавались из поколения в поколение. В Др. Греции (5—2 вв. до н. э.) подготовка архитекторов осуществлялась в небольших частных школах под руководством опытных мастеров. О содержании Архитектурное образование в последние века до н. э. можно судить по классическому труду римского архитектора Витрувия "Десять книг об архитектуре" (2-я половина 1 в. до н. э.). Архитектурное образование включало не только знания в области стройматериалов, строительного дела, конструкций зданий, но и сведения из геометрии, астрономии, истории, философии и др. С развитием строительства в Римской империи для подготовки архитекторов стали создаваться специальные архитектурные школы. Опыт Архитектурное образование в Римской империи был воспринят Византией и другими странами Бл. Востока, где решались уже новые задачи при сооружении нового типа культовых построек. В средние века подготовка архитекторов стала концентрироваться в монастырях, а в городах Зап. Европы архитекторы получали подготовку в цеховых мастерских, где сохранялась преемственность профессий. В эпоху Возрождения в Италии и соседних с ней странах Европы цеховая система Архитектурное образование получила новое качественное развитие. Крупнейший итальянский теоретик искусства Альберти в "Десяти книгах о зодчестве" характеризует архитектора как универсального мастера и ученого, объединяющего в себе художника и инженера. В цеховых мастерских будущего зодчего отдавали для обучения к определенному мастеру, под руководством которого он изучал архитектурное искусство, классические памятники, т. н. ордера, стройматериалы, овладевал способами их обработки, знаниями в области математики и других наук. Многие выдающиеся архитекторы Возрождения — Брунеллески, Браманте, Микеланджело и др. после ученичества у мастера совершенствовали свое Архитектурное образование, участвуя в раскопках и изучая древние памятники.

  В 17—18 вв. в Италии, и затем в ряде других государств Европы были открыты академии изящных искусств, в которых наряду с художниками и скульпторами готовились архитекторы (в 1671 во основана специальная Королевская академия архитектуры). В академических мастерских будущие зодчие проходили практическое обучение каждый у своего мастера архитектуры. В академиях были разработаны и изданы универсальные курсы архитектуры, имевшие для своего времени научное значение.

  В середине 19 в. во России и некоторых других странах появились. высшие технические школы, в том числе инженерно-строительные, в которых стали готовить, в частности, и инженеров архитектурного профиля. Это привело к разделению профессии архитектора на две — архитектора-художника — для сооружения монументальных зданий и инженера-архитектора, или гражданского инженера, — для постройки утилитарных зданий. Разделение архитектурной школы на художественную и техническую в ряде западных стран (например, в Австрии, ФРГ, Швейцарии) остается и сейчас. Архитекторы, кончающие художественные школы, обязаны сдавать государственные технические экзамены для получения прав строителя, что удлиняет срок Архитектурное образование иногда до 8—10 лет.

  Истоки Архитектурное образование в России восходят к периоду образования древнерусского государства (10 в.). В древности артели строителей воспитывали мастеров архитектуры на практике. В 16—17 вв. в Москве было организовано обучение мастеров каменных дел под контролем государства в Приказе каменных дел. Петр посылал молодых зодчих учиться в Голландию и в другие страны Зап. Европы и проектировал основание Академии художеств. В 1749 в Москве несколько частных профессиональных школ, "архитектурных команд" слились в команду выдающегося архитектора Д. В. Ухтомского. В 1757 в Петербурге была основана "Академия трех знатнейших художеств", преобразованная в 1764 в Академию художеств (см. Академии художественные) во главе с А. Ф. Кокориновым, из стен Академии вышли выдающиеся русские зодчие. Ученик Ухтомского М. Ф. Казаков основал в конце 18 в. архитектурное училище при Экспедиции кремлевского строения в Москве. С 1866 — Училище живописи и ваяния (основано в Москве в 1846) начало подготовку архитектором и получило название Училища живописи, ваяния и зодчества (существовало до 1918). В середине 19 в. в Петербурге был открыт Институт гражданских инженеров для подготовки специалистов-строителей, в том числе архитекторов (в их подготовке преобладали технические науки).

  После Великой Октябрьской социалистической революции в основу системы Архитектурное образование был положен принцип объединения художественного и технического обучения будущего архитектора. Постановлением СНК РСФСР, подписанным В. И. Лениным (19 ноября 1920), были созданы в Москве на базе бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), в том числе и архитектурные. В 1926—27 Вхутемас реорганизован в Высший художественно-технический институт (Вхутеин), где на архитектурном факультете была введена специализация по различным видам сооружений, по планировке городов и по декоративно-пространственной архитектуре. В 1930 на основе архитектурного факультета Вхутеина и такого же факультета, организованного в 1916 при Московском высшем техническом училище, был создан Высший архитектурно-строительный институт, с 1933 — Московский архитектурный институт, который стал центром Архитектурное образование в стране.

  За годы Советской власти создана сеть архитектурных факультетов и отделений при вузах разного профиля — инженерно-строительных, художественных, политехнических. В СССР в 1968 имелось около 40 таких факультетов и отделений, в том числе в Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Киеве, Львове, Харькове, Минске, Риге, Каунасе, Вильнюсе, Тбилиси, Ереване, Баку, Ташкенте, Самарканде, Алма-Ате и др.

  Система советского Архитектурное образование строится с учетом новых требований, предъявляемых к архитектору современным уровнем развития архитектуры как науки и искусства и практикой современного строительства. Подготовку архитекторов в СССР осуществляют по специализациям: гражданское строительство, промышленное строительство, градостроительство (планировка населенных мест), озеленение, интерьер и внутреннее оборудование зданий, с.-х. строительство. Из общего срока обучения (5 лет 6 мес.) первые 2 года уделяются общей подготовке: по математике, физике, строительной механике, строительному производству, стройматериалам, по истории архитектуры и искусства, по рисунку, скульптуре и живописи; на старших курсах проводится специализация. Ведущий предмет — курс архитектурного проектирования — творческая комплексная дисциплина, позволяющая будущему архитектору приобрести профессиональный опыт при переходе от проектирования простых зданий к сложным. В связи с тем, что в современном строительстве все большее применение получают новые стройматериалы, широко внедряются механизация и домостроение из готовых конструктивных элементов, значительно усилилась техническая подготовка будущих архитекторов, возросла потребность и в техниках-архитекторах.

  Их готовят архитектурно-строительные и строительные техникумы в Москве, Минске, Ленинграде, Вильнюсе и Кишиневе (по дневной и вечерней формам обучения; срок обучения на дневных отделениях 4 года, на вечерних — 5 лет). Будущие техники-архитекторы изучают, помимо общеобразовательных предметов, технологию строительного производства, архитектурные конструкции, основы планировки городов, экономику, организацию и планирование строительно-монтажных работ и др.

  В 50—60-х гг. в связи с реконструкцией и строительством городов, ростом городского населения и общим повышением требований к жилищным условиям Архитектурное образование получило широкое развитие в большинстве стран. Св. 10 крупных архитектурных школ в виде факультетов университетов имеется во (Париж, Лион, Марсель и др.) и в Италии (Рим, Милан, Венеция, Флоренция, Неаполь и др.), более 20 — в Англии (Лондон, Эдинбург, Бирмингем, Портсмут, Манчестер и др.), около 70 — в США (многие из них не государственные, а частные). Архитектурные школы есть в Швейцарии, ФРГ, Швеции, Мексике, Чили, Бразилии, Аргентине. Общепризнанным центром Архитектурное образование в Зап. Европе является Париж.

  Особенно интенсивно развивается Архитектурное образование в социалистических странах, где постоянно растет потребность народного хозяйства в зодчих. Несколько крупных архитектурных школ существует в Польше, ГДР, Чехословакии (Варшава, Краков, Дрезден, Веймар, Прага, Брно и др.), Болгарии и Румынии (в столицах). (Созданы архитектурные школы в КНДР, ДРВ, КНР, Кубе, в развивающихся странах — Индии, Бирме, Алжире, ОАР, Гвинее, Гане и др.

  И. С. Николаев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 04:17:11