Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Национализация

Национализация (далее Н) переход из частной собственности в собственность государства земли, промышленности, транспорта, связи, банков и т.д. Н имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в интересах какого класса и в какую историческую эпоху она проводится. В феодальную эпоху огосударствление служило централизации власти в борьбе с отдельными феодалами, укреплению монархии, сосредоточению в руках государства главного богатства — земли. В ходе буржуазных революций Н земель способствовала ликвидации экономической базы феодализма и ускорению капиталистического развития. Во 2-й половине 19 в. быстрое развитие капиталистических производительных сил привело к тому, что отдельные сферы и отрасли экономики по своим масштабам стали перерастать рамки частной собственности, что привело в ряде стран к Н путей сообщения и средств связи в интересах развития экономики или в политических (военно-стратегических) и фискальных целях. По своему характеру Н при капитализме может носить как прогрессивный, так и реакционный характер, на что указывал Ф. Энгельс. Прогрессивна лишь та Н, которая вызвана потребностями развития производительных сил, "... так как лишь в том случае, когда средства производства или сообщения действительно перерастут управление акционерных обществ, когда их огосударствление станет экономически неизбежным, только тогда — даже если его совершит современное государство — оно будет экономическим прогрессом, новым шагом по пути к тому, чтобы само общество взяло в свое владение все производительные силы" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 289, прим.). Энгельс подчеркивал, что Н при капитализме не уничтожает капиталистического характера производительных сил и производственных отношений, ибо буржуазное государство "... есть по самой своей сути капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист" (там же, с. 290). Однако уже в тот период он показывал, что Н крупных предприятий — свидетельство ненужности буржуазии для управления современными производительными силами.

  Переход от капитализма к социализму предусматривает ликвидацию частной капиталистической собственности и установление общественной собственности на средства производства. Обязательной предпосылкой для проведения социалистической Н является победа социалистической революции и установление власти рабочего класса и трудового крестьянства. Теоретически необходимость социалистической Н глубоко обоснована в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, развита применительно к современной эпохе в программных документах КПСС, коммунистических и рабочих партий, подтверждена опытом социалистического строительства в СССР и др. социалистических странах. После победы социалистической революции, — писали Маркс и Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии", — "пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил" (там же, т. 4, с. 446).

  При ликвидации капиталистической собственности пролетарское государство допускает выплату компенсации владельцам национализированных средств производства. Маркс и Энгельс указывали, что при определенных условиях выкуп не только возможен, но и целесообразен. Закономерностью социалистической революции научный коммунизм считает сам факт перехода средств производства в общественную собственность, а формы и методы этого перехода зависят от конкретных условий. Это важное положение полностью разделял В. И. Ленин. Он считал, что преобразование буржуазной частной собственности в социалистическую общественную собственность может быть осуществлено мирным путем, без лишения буржуазии всех имущественных прав и с привлечением ее на службу государства рабочих и крестьян. В. И. Ленин указывал, что в период революции сопротивление капиталистов можно сломить, национализировав собственность нескольких сот, самое большее одной-двух тыс. миллионеров. "Даже и у этой горстки богачей не нужно отнимать "все" их имущественные права, можно оставить им и собственность на многие предметы потребления, и собственность на известный, скромный доход" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 32, с. 122).

  Марксизм-ленинизм строго разграничивает крупную и мелкую частную собственность на средства производства. Если крупная капиталистическая собственность, имеющая нетрудовой характер, подлежит в ходе социально-экономических преобразований Н, то мелкая собственность крестьян, кустарей и ремесленников не национализируется, а обобществляется в процессе кооперирования. Марксизм не только обосновал закономерность ликвидации капиталистической собственности на средства производства и замены ее общественной собственностью, но и указал пути осуществления этого революционного переворота в социально-экономических отношениях. Маркс и Энгельс учитывали, что частную собственность нельзя уничтожить сразу, что экспроприация экспроприаторов — не единовременный акт.

  Ленин, разрабатывая в новых исторических условиях программные вопросы социалистической революции, определял основные пути и методы социалистического обобществления средств производства: Н собственности крупных и средних капиталистов и постепенное преобразование частной собственности мелкой буржуазии в общественную собственность. Н основных средств производства, проводимая пролетарским государством, — важнейшая революционная мера, приводящая производственные отношения в соответствие с уровнем и характером развития производительных сил. Она передает средства производства в руки подлинных хозяев — трудящихся и обеспечивает реальное освобождение их от эксплуатации. Используя Н, рабочий класс овладевает производственным аппаратом, завоевывает командные высоты, лишает буржуазию и помещиков экономической базы их господства, осуществляет коренные преобразования социально-экономического строя общества. Пролетарское государство в первую очередь завоевывает ключевые позиции в экономике путем Н самых важных отраслей хозяйства.

  Важнейшую роль в создании социалистической собственности играет Н банков, без которой невозможно лишить буржуазию ее экономического могущества и организовать социалистическое производство и распределение продуктов по единому плану. Н внешней торговли и установление монополии внешней торговли позволяют социалистическому государству оградить себя от проникновения иностранного капитала и проведения им экономических диверсий, укрепить свою независимость и самостоятельность. Важное место занимает Н земли, которая ликвидирует остатки феодальных и капиталистических отношений в сельском хозяйстве и создает большие возможности для развития социалистического сельского хозяйства на основе кооперирования крестьян. Н промышленности, транспорта и связи — необходимая мера, без которой невозможно создать материальную базу социалистической экономики. Н важнейших отраслей народного хозяйства закладывает основу экономической самостоятельности социалистического государства, ускоряет его социально-экономическое развитие.

  Н в Советской России. После победы Октябрьской революции 1917 рабочий класс приступил к осуществлению социалистических преобразований. Н Земли и ее недр, вод и лесов была провозглашена Декретом о земле (26 октября (8 ноября) 1917). Частная собственность на землю была отменена. Земля объявлена государственной (общенародной) собственностью. В пользование крестьян бесплатно перешло 150 млн. га. Социалистическая Н земли была проведена в интересах трудящихся и эксплуатируемых масс деревни. Она стала экономической основой кооперирования крестьянских хозяйств (см. Коллективизация сельского хозяйства). Социалистическая Н земли "... обеспечила доведение до конца буржуазно-демократической революции... кроме того... дала наибольшие возможности пролетарскому государству переходить к социализму в земледелии" (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 37, с. 327). Она имела большое значение не только для периода строительства социализма, но и для дальнейшего развития советского общества, для решения современных проблем сельского хозяйства.

  Важнейшим мероприятием стала Н банков, которая началась с овладения Государственным банком России и установления контроля над частными банками. Ленин видел в таком контроле лишь переходную форму к Н, которая позволила бы трудящимся освоить управление финансами для социалистического строительства. Однако вследствие саботажа банкиров Советская власть была вынуждена ускорить Н банков. Декретом ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 частные коммерческие банки были национализированы. Установлена государственная монополия на банковское дело. Декретом СНК от 23 января (5 февраля) 1918 их капиталы полностью и безвозмездно передавались Государственному банку. Слияние национализированных частных банков с Государственным банком в единый Народный банк РСФСР было завершено к 1920. Такие звенья банковской системы царской России, как ипотечные банки, общества взаимного кредита и др., были ликвидированы. Н банков облегчила Советскому государству борьбу с голодом и разрухой. В процессе Н начала создаваться социалистическая банковская система (см. Банки).

  Н банков явилась важнейшим шагом на пути подготовки Н промышленности. В руках государства оказался могучий рычаг воздействия на развитие промышленности, транспорта и др. отраслей хозяйства. 14 (27) ноября 1917 ВЦИК и СНК издали Положение о рабочем контроле, который являлся подготовительным мероприятием к Н промышленности, прошедшей несколько этапов.

  Первый этап (ноябрь 1917 — февраль 1918) характеризовался быстрыми темпами, инициативой местных органов в проведении Н Первой была национализирована 17 (30) ноября 1917 фабрика товарищества Ликинской мануфактуры А. В. Смирнова (Владимирская губерния). Всего с ноября 1917 до марта 1918, по данным промышленной и профессиональной переписи 1918, национализировано 836 промышленных предприятий. В этот период, получивший название "Красногвардейской атаки на капитал", темпы отчуждения фабрик и заводов обгоняли темпы налаживания управления национализированными предприятиями.

  На втором этапе Н (март — июнь 1918) центр тяжести экономической и политической работы партии был перенесен с экспроприации буржуазии на закрепление завоеванных позиций, налаживание учета и контроля, организацию управления национализированной промышленностью. Особенностью этого этапа Н было обобществление целых отраслей промышленности и создание условий для Н всей крупной промышленности. 2 мая 1918 СНК принял декрет о Н промышленности, 20 июня — нефтяной. В мае 1918 конференция представителей национализированных машиностроительных заводов, в работе которой участвовал Ленин, приняла решение о Н заводов транспортного машиностроения. Всего за этот период национализировано 1222 промышленных предприятия.

  Третий этап Н продолжался с июня 1918 (декрет от 28 июня) по июнь 1919. Он характеризовался усилением организующей, руководящей роли Советского государства и его хозяйственных органов в проведении социалистической Н К осени 1918 в руках государства было сосредоточено 9542 предприятия. Вся крупная капиталистическая собственность на средства производства была национализирована методом безвозмездной конфискации. С лета 1919 темпы Н резко возросли. К государству перешли не только крупные, но и средние и большая часть мелких промышленных заведений. Форсирование процесса Н было вызвано необходимостью мобилизовать все наличные производственные ресурсы в период Гражданской войны 1918—20. На территориях, освобожденных от контрреволюционных сил и интервентов, восстанавливалось действие законов, связанных с Н

  Н основных средств транспорта была осуществлена в короткие сроки 1917—18. Этому способствовали высокий уровень концентрации капитала и преобладание государственных (казенных) дорог. В январе 1918 была завершена Н морского и речного транспорта; осенью 1918 национализированы частные дороги.

  Н положила начало созданию социалистического уклада в экономике Советской страны, утверждению социалистических производственных отношений, содействовала становлению системы планомерного развития народного хозяйства. Наряду с монополией внешней торговли и аннулированием иностранных займов она заложила основу экономической независимости СССР.

  Н в зарубежных социалистических странах имеет особенности, определяемые как международным положением этих стран, так и спецификой перехода к социализму, расстановкой классовых сил, историческими и экономическими особенностями. Н земли в этих странах (за исключением МНР) в силу длительной традиции и глубокой привязанности крестьян к частной собственности на землю проведена лишь частично. Конфискованная в ходе аграрных реформ земля помещиков и крупных землевладельцев в основном была передана в собственность трудящихся крестьян (см. Конфискация земли).

  Н банков осуществлялась с учетом опыта СССР. В большинстве стран она происходила в два этапа. На первом этапе, когда проводились демократические, антиимпериалистические и антифеодальные преобразования, были национализированы эмиссионные банки и крупные коммерческие банки, принадлежавшие буржуазии, связанной с иностранным капиталом. Все др. кредитные учреждения были взяты под контроль государственных эмиссионных банков. На втором этапе — этапе социалистических преобразований, была завершена Н банков и установлена государственная монополия банковского дела. В Болгарии в 1946 были национализированы все иностранные и частные банки, принадлежавшие буржуазии, сотрудничавшей с фашистами, а в декабре 1947 — все частные банки. В Венгрии в 1945 национализирован эмиссионный банк и введен контроль над частными банками, в 1948 их Н была завершена. В Румынии в 1946 национализирован эмиссионный банк и введен контроль над более чем 450 частными банками и банкирскими конторами, которые в 1948 были национализированы. После образования ГДР частные банки продолжали деятельность под контролем народной власти. С переходом к строительству социализма за период 1952—53 они были национализированы. В Польше в период фашистской оккупации большинство банков прекратили свою деятельность. Декретом от 25 октября 1948 все частные кредитные учреждения были ликвидированы и установлена государственная монополия на банковское дело. В Чехословакии Н банков была осуществлена в 1945. В Югославии в 1944 были национализированы банки, принадлежавшие фашистским оккупантам и коллаборационистам, а в 1945 — все частные коммерческие банки. В КНР большая часть банков была национализирована сразу после установления народной власти, некоторые мелкие частные банки были преобразованы в смешанные государственно-частные, которые функционируют под контролем Народного банка Китая. На Кубе все частные банки страны, включая и филиалы крупнейших американских банков, были национализированы сразу после установления народной власти (1960). В ДРВ государственная банковская система начала создаваться еще в период антиимпериалистической революции, когда иностранные банки начали прекращать свою деятельность. Особенность Н банков в ряде стран (в частности, в Чехословакии, Венгрии, Румынии) состояла в том, что владельцы банков, поддерживавшие мероприятия народной власти, получали частичную компенсацию в форме выкупа акций народным государством.

  В промышленности в большинстве стран в первую очередь национализированы предприятия, составлявшие собственность монополий и ее союзников, коллаборационистов. В результате экономическая власть крупного капитала была в значительной мере подорвана, что облегчило подготовку и проведение дальнейшего обобществления средств производства. В результате Н промышленности в законодательном порядке закреплялись экономические завоевания трудящихся, осуществленные в 1944—45 в период освобождения. Крупная промышленная буржуазия лишилась средств производства. Темпы Н промышленности в отдельных социалистических странах были различными. В отличие от СССР, где крупная и средняя промышленность была национализирована почти одновременно, в зарубежных социалистических странах Н проводилась постепенно, как правило, по этапам, с более широким использованием рабочего контроля, государственного капитализма и др. переходных форм. Законы о Н в европейских социалистических странах предусматривали выплату собственникам предприятий известного возмещения.

  Благодаря Н был создан социалистический уклад, который стал господствующим в народном хозяйстве.

  Н в развитых капиталистических странах — одно из проявлений государственно-монополистического капитализма. Она вызвана рядом причин — концентрацией производства, давлением трудящихся масс и др. Усиление государственного монополистического капитализма в связи с общим кризисом капитализма активизирует вмешательство буржуазного государства в процесс воспроизводства в интересах монополий, финансовой олигархии. Национализируются в первую очередь отрасли военной промышленности, важнейшие для народного хозяйства отрасли, а также отрасли, требующие огромных капитальных вложений на длительный срок (топливно-энергетическая, в том числе энергетика, транспорт и др. отрасли инфраструктуры). Как правило, бывшим владельцам предприятий выплачивается значительная компенсация, иногда превышающая стоимость национализируемого имущества. Буржуазная Н не изменяет существа капиталистического строя, так как не обращает национализированные средства производства в общественную собственность, следовательно, не обеспечивает планомерного развития народного хозяйства, не меняет характера распределения продукта. Часто она представляет собой способ переложения бремени финансирования капиталоемких и малоэффективных отраслей и производств на плечи трудящихся масс.

  Коммунистические партии исходят из возможности использования при определенных условиях Н для ограничения всевластия монополий и улучшения положения трудящихся, для осуществления демократического контроля над национализированными секторами производства и демократизации управления ими. В 50—60-е гг. коммунистические партии капиталистических стран разработали программы реформ, важной составной частью которых стало требование демократической Н Последовательное осуществление этих программ путем классовой борьбы призвано подорвать власть капитала и создать предпосылки для социалистических преобразований.

  Теоретической основой Н земли при капитализме явилось учение К. Маркса о земельной ренте. При капитализме земельная частная собственность крупных землевладельцев препятствует рациональному ведению хозяйства, отвлекает от производства значительную часть общественного продукта, поступающую им в виде арендной платы, и понижает среднюю норму прибыли. Маркс показал, что в условиях капитализма путем Н к государству переходит лишь право собственности на землю, т. е. право получать земельную ренту. Хотя от Н земли при капитализме прежде всего и больше всего выигрывает буржуазия, пролетариат также заинтересован в ней, так как она уничтожает остатки феодализма, ускоряет развитие капитализма в земледелии со всеми присущими ему противоречиями. Н земли в условиях капитализма ставит задачу укрепления позиций буржуазии и имеет характер буржуазной реформы. Однако буржуазия ни в одной стране не решилась на осуществление Н земли, поскольку она сама имеет в собственности значительную часть земли и боится всякого на нее покушения.

  В. И. Ленин установил, что Н земли возможна лишь в молодом буржуазном государстве, поскольку с развитием капитализма и особенно в эпоху империализма происходят переплетение и сращивание интересов финансовой буржуазии и крупных землевладельцев. Развивая марксистскую теорию аграрного вопроса, Ленин подчеркивал, что Н земли в ходе буржуазной революции есть последовательная демократическая мера, окончательно уничтожающая остатки феодальных отношений и создающая широкие возможности для развития производительных сил в сельском хозяйстве. Однако в зависимости от степени развития капитализма в сельском хозяйстве, соотношения классовых сил и наличия определенных традиций частной собственности на землю сроки и формы Н земли в различных странах могут существенно различаться.

  Как часть общего комплекса мероприятий по государственно-монополистическому регулированию экономики осуществляется Н банков. Она носит частичный характер, не затрагивает основных принципов организации кредитных систем и не влечет за собой существенных изменений в их политике, структуре, характере связей с др. кредитными учреждениями. В советах директоров и на руководящих постах остаются крупные акционеры, тесно связанные с финансовым капиталом. Национализируются, как правило, только эмиссионные банки; коммерческие банки, за редким исключением, остаются в частном секторе. Так, в Великобритании при национализации Английского банка в 1946 коммерческие банки не были национализированы. Во которая имеет наиболее развитый государственный сектор в банковский системе, в 1945 наряду с Банком Франции были национализированы лишь 4 коммерческих банка из более чем 300.

  Н частных предприятий практиковалась многими государствами еще в 19 в. Огосударствление отдельных промышленных предприятий осуществлялось в Великобритании, Бельгии и др. капиталистических государствах в 20—30-х гг. 20 в., проводилось без участия рабочего класса и сопровождалось выкупом государством у буржуазии средств производства. Такая Н, естественно, не затрагивала капиталистических производственных отношений.

  Несколько иной характер первоначально носила Н промышленности в ряде стран Западной Европы после окончания 2-й мировой войны 1939—45. В сложившейся тогда политической и экономической обстановке важнейшей движущей силой Н стал рабочий класс. В 1944—46 Н ряда отраслей производства была осуществлена во Коммунисты, входившие в состав правительства, стремились провести ее в интересах трудящихся. В декабре 1944 был сделан первый шаг по этому пути — национализированы шахты крупнейшего бассейна департаментов Нор и Па-де-Кале. В январе 1945 конфискованы автомобильные заводы Рено, владелец которых в годы оккупации активно сотрудничал с гитлеровцами. В марте 1945 проведена Н авиамоторных заводов "Гном и Рон". В 1946 во были национализированы все крупные предприятия по производству электроэнергии и газа, завершена Н промышленности. Профсоюзы получили доступ в административные советы национализированных предприятий. Н сделала возможным улучшение условий труда, частичное повышение заработной платы.

  Острая борьба развернулась после войны вокруг Н промышленности в Австрии. В результате разгрома фашистской здесь происходил подъем рабочего движения. Австрийские рабочие в середине 1945 потребовали конфискации собственности военных преступников, Н промышленности и банков. Проведенная в соответствии с законами от 26 июня 1946 и 26 марта 1947 Н, хотя и создала довольно обширную государственно-капиталистическую собственность, однако не затронула многих ключевых позиций австрийских монополий и иностранного капитала.

  Н в Великобритании, осуществленная лейбористским правительством в 1945—51, охватила энергетическую и газовую промышленность, предприятия связи, транспорт (ж.-д., почти весь воздушный, частично речной и автомобильный) и часть металлургических предприятий. Владельцы национализированных предприятий получили значительную компенсацию.

  В развитых капиталистических странах более всего Н охвачены ж.-д. и воздушный, в небольшой степени — морской, речной и автомобильный транспорт. Н транспорта широко распространена в Западной Европе и в Японии, менее — в Северной Америке (США, Канада). Магистральный ж.-д. транспорт везде, кроме США и Канады, принадлежит в основном национальным компаниям (государственным или смешанным). В США все ж.-д. компании — частные, в Канаде примерно половина магистральной сети принадлежит государственной национальной компании, объединяющей ряд дорог, построенных государством. В Японии и в некоторых странах Западной Европы в частной собственности находятся лишь дороги местного значения. Во всех развитых капиталистических странах (кроме США, где все авиакомпании — частные) большая часть воздушного транспорта сосредоточена в руках крупных национальных компаний (государственных, реже смешанных). Н слабо затронула морской и речной транспорт, однако внутренние водные пути, речные и морские порты, как правило, принадлежат государству или местным органам власти. Государственные предприятия (национальные компании) грузового автомобильного транспорта существуют в немногих странах развитого капитализма (Великобритания, Нидерланды). Но и там они охватывают лишь небольшую часть парка грузовых автомобилей и перевозок. Значительно шире национализирован автобусный транспорт. Основные автобусные компании в капиталистических странах, кроме США, принадлежат государству или муниципалитетам. Большая часть сети трубопроводов в развитых капиталистических странах принадлежит частным компаниям. В государственной собственности находятся в Западной Европе трубопроводы стратегического значения, обслуживающие базы НАТО.

  Н в развивающихся странах направлена, как правило, против иностранных монополий и политики неоколониализма. В результате Н промышленных и др. предприятий создается государственный сектор, который играет важную роль в становлении и развитии национальной экономики, в укреплении независимости. Н в этих странах проводится, как правило, с предоставлением компенсации прежним владельцам. Н банков дает возможность молодым государствам создать национальную кредитную систему, освободиться от давления иностранного капитала. В большинстве этих стран после завоевания независимости созданы государственные эмиссионные банки, регулирующие денежное обращение и осуществляющие политику правительства в области кредита. По мере экономического развития в ряде стран национализируются не только иностранные, но и национальные частные банки и др. кредитные учреждения. Так, например, в Сирии Н частных банков была проведена в 1961—63, в Бирме — в 1963, в Индии в 1969 национализированы 14 крупнейших коммерческих банков, а в 1971 — 42 крупные страховые компании. В ходе проведенных здесь аграрных реформ часть земли перешла в государственный сектор, однако, широкая Н земли тормозится помещичьим землевладением. Н транспорта в развивающихся странах — важное средство борьбы против засилья иностранного капитала, которому в прошлом принадлежали основные сооружения и средства транспорта. В этих странах Н транспорта способствует развитию государственного сектора, завоеванию экономической самостоятельности.

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; Энгельс Ф., Принципы коммунизма, там же; Маркс К., Н земли, там же, т. 18; Ленин В. И., Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905—1907 годов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16; его же, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34; его же, Доклад о земле 26 октября (8 ноября), там же, т. 35; его же, Речь о национализации банков на заседании ВЦИК 14 (27) декабря 1917 г., там же, т. 35; его же, Тезисы банковой политики, там же, т. 36; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; Основы земельного законодательства Союза ССР и Союзных республик, "Ведомости Верховного Совета СССР", 1968, № 51, с. 485; Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР. 1917—1954, М., 1954: Н промышленности в СССР. Сб. док-тов и мат-лов, М., 1954; Виноградов В. А., Вопросы теории и практики социалистической национализации промышленности, М., 1965; Атлас М. С., Н банков в СССР, М., 1948; ее же, Развитие банковских систем стран социализма, М., 1967; Гиндин А. М., Как большевики овладели Государственным банком, М., 1961; его же, Как большевики национализировали частные банки, М., 1962; Дьяченко В. П., Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства, ч. 1, М., 1947; Яворский В., Кредитная система народной Польши, пер. с польск., М., 1961; Кочетковская Е., Н земли в СССР, 2 изд., (М.), 1952; Турубинер А. М., Право государственной собственности на землю в Советском Союзе, М., 1958; Яковец Ю. В., Теория и практика социалистического обобществления земли, М., 1960; Ленинский декрет "О земле" и современность, М., 1970; Ардаев Г. Б., Н в Австрии, М., 1960; Государственная собственность в странах Западной Европы, М., 1961; Иноземцев Н Н, Современный капитализм: новые явления и противоречия, М., 1972; Государственная собственность и антимонополистическая борьба в странах развитого капитализма, М., 1973; Красавина Л. Н, Новые явления в денежно-кредитной системе капитализма. На материале М., 1971; Политическая экономия современного монополистического капитализма, т. 1—2, М., 1971; Селихов Е. И., Международные банки и банковские группировки, (М., 1973); Транспортная система мира, М., 1971; Розин М. С., Василевский Л. И., Вольф М. Б., География мирового хозяйства (Ведущие отрасли), М., 1971 (гл. "Транспорт").

  Г. Б. Ардаев, М. С. Атлас, В. З. Дробижев, Л. И. Василевский, Н К. Фигуровская, О. М. Шелков.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.09.2017 03:16:43


23:21 Морган Фриман рассказал о войне России и США
02:12 Избивший репортера НТВ бородач назвал дату боя с журналистом-«плейбоем» из Перми
01:48 Apple выпустила iOS 11
01:29 На столбе в итальянском парке обнаружили голую и изнасилованную 57-летнюю немку
00:39 Неймар попросил продать попытавшегося отобрать у него пенальти игрока из ПСЖ
00:02 В сети обеспокоились психикой Екатерины Андреевой после поста о вине