Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Наскальные изображения

Наскальные изображения (далее Н) петроглифы, писаницы, древние изображения на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях. Известны во всех частях света и относятся к разным эпохам от палеолита до средневековья. Палеолитические Н представлены в пещерах и гротах Южной (Комбарель, Монтеспан, Ласко и др.), Северной Испании (Альтамира, Кастильо и др.). Характерны фигуры животных, главных объектов охоты: бизона, лошади, мамонта, носорога и др., реже хищников - медведя, пещерного льва. На территории СССР палеолитические Н открыты в Каповой пещере на Урале, на скалах у деревни Шишкине на р. Лене, геометрические начертания - в гротах Мгвимеви на Кавказе. Большинство исследователей признает, что Н имели магическое значение. Стиль и техника Н разнообразны - от контурного изображения, процарапанного или обведенного одной красочной линией, до барельефа и полихромной росписи (применялись минеральные краски). В конце палеолита, мезолите и особенно в эпоху неолита Н получили более широкое распространение. В росписях Восточной Испании, Южной Италии, Северной Африки (Тассилин-Аджер), Центральной, Восточной Южной и Восточной Африки главное место занимают сложные композиции сцен охоты, войны, обрядовых действий (см., например, в ст. Бушмены). Особую группу составляют своеобразные Н неолитических охотничье-рыболовческих племен севера (в Северной Скандинавии, в Карелии и Восточной Сибири). На поверхности гранитных скал выбиты или написаны охрой динамические сцены охоты, изображения мифологического значения и др. Дальнейшее развитие и распространение Н получили в эпоху бронзы и особенно раннего Н этого времени встречаются во многих странах. В СССР они известны на С. Европейской части, в Сибири (на Енисее, Лене), в Туве, на Кавказе и в Крыму, на Дальнем Востоке и в Средней Азии. Иногда сотни и тысячи изображений, часто относящихся к различным эпохам, сплошь покрывают скалы; нередко древние изображения перекрыты более поздними (например, Кобустан в Азербайджанской ССР, Писанная гора в Хакасии, Коодо-Сомон в Монголии и др.). Среди Н этого времени, помимо изображений диких животных, сцен охоты, магических знаков и др., характерных и для предшествующих эпох, встречаются изображения домашних животных, жилищ и целых поселений, религиозных обрядов, лодок с гребцами, обработки земли мотыгами, сцены сражений и грабительских набегов и многие др. Н в художественной форме отражают хозяйственную и духовную жизнь людей соответствующей эпохи и имеют большое значение как исторический источник.

  Лит.: Бадер О. Н., Каповая пещера, М. 1965; Гущин А. С., Происхождение искусства, Л. - М., 1937; Лот А., В поисках фресок Тассили, пер. с франц., М., 1962; Окладников А. П., Шишкинские писаницы, (Иркутск), 1959; Равдоникас В. И., Н Онежского озера и Белого моря, ч. 1-2, М. - Л., 1936-38; Савватеев Ю. А., Залавруга, ч. 1 Л., 1970; Формозов А. А., Очерки по первобытному искусству, М., 1969; Чернецов В. Н., Н Урала, (ч. 1-2), М., 1964-71; Breuil Н. (Abbé), Quatre cents siécles d"art pariétal, Montignac, 1952; Graziosi ., Die Kunst der Altsteinzeit, (Stuttg., 1956); Leroi-Gourhan A., éhistoire de l"art occidental, (., 1965).

  З. А. Абрамова.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 23:10:39