Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Нарышкинский стиль

Нарышкинский стиль (далее Н) нарышкинское барокко, условное наименование стилевого направления в русской архитектуре конца 17 — начала 18 вв. Происходит от фамилии Нарышкиных, в чьих имениях в Москве и близ нее строились светски-нарядные многоярусные церкви (Покрова в Филях, 1690—93, Троицы в Троицком-Лыкове, 1698—1704 (обе — ныне в черте Москвы), и др.). Им свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объем постройки. В этом нарастании рационального начала ярко сказались тенденции перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре. Так как черты Н присущи многим др. светским и культовым зданиям того времени, в искусствоведческой литературе стал применяться термин "московское барокко", который точнее отражает основной район распространения этого направления.

  Лит.: Барокко в России. (Сб. статей), М., 1926; Ежегодник Института истории искусств АН СССР. 1956, М., 1957, с. 324—39.

  В. И. Шередега.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.05.2022 03:51:48