Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Налоги

Налоги (далее Н) обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Используются для финансирования его расходов. Социально-экономическая сущность Н, их структура и роль определяются экономическим и политическим строем общества и вытекающими отсюда природой и функциями государства. "В налогах, — указывал К. Маркс, — воплощено экономически выраженное существование государства" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 308).

  В антагонистических общественно-экономических формациях Н выступают как один из главных источников доходов эксплуататорского государства. Они основной тяжестью падают на трудящихся и выражают собой отношения их дополнительной эксплуатации. Уже в рабовладельческих и феодальных обществах действовала широкая система Н, в основном в форме натуральных сборов (продовольствие, фураж, снаряжение для армии и флота и т. п.) ив виде личных повинностей (участие в походах и др.). С развитием товарно-денежных отношений Н стали взиматься преимущественно в денежной форме и наибольшее развитие получили при капитализме, особенно в эпоху империализма. В условиях государственно-монополистического капитализма происходит стремительный рост Н под влиянием милитаризации экономики, разбухания государственного аппарата, расширения государственного регулирования капиталистической экономики в интересах монополистического капитала. Доля национального дохода, мобилизуемая через Н в бюджет, составляла в развитых капиталистических странах (конец 60-х гг. 20 в.): США 35%, Великобритании 45%, 37%, ФРГ 38% и Японии 28%. За 1950—70 объемы Н в этих странах возросли в 3—6 раз и составляют до 70—80% доходов их государственных бюджетов.

  По способу взимания Н делятся на прямые и косвенные. Прямые Н взимаются с доходов или имущества юридических и физических лиц (см. Налоговая ставка). Различают реальные прямые Н, которыми облагаются земельные участки, скот, недвижимое имущество, и личные прямые Н, взимаемые с доходов или имущества физических лиц (подоходный налог, поимущественный налог, Н на денежный капитал, сверхприбыль, с наследства и дарения). Косвенные Н (или акцизы) взимаются через цены товаров, в основном предметов широкого потребления. Это создает значительные привилегии для господствующих классов, т. к. почти целиком тяжесть этих Н перекладывается на малоимущие слои населения, потребляющие большую часть этих товаров. Именно поэтому В. И. Ленин называл косвенные Н налогами на бедных (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 6, с. 262).

  В эпоху империализма наблюдается тенденция к возрастанию объема и удельного веса прямых Н Это вызывается усилением классовых противоречий и борьбы рабочего класса за более прогрессивное обложение (повышение ставок Н с увеличением доходов), ростом военно-полицейских расходов государственного бюджета, для покрытия которых Н с трудящихся становится явно недостаточно, а также борьбой различных группировок внутри господствующих классов. Это связано и с тем, что косвенные Н, повышая цены товаров, ограничивают возможности расширения внутреннего рынка и экспорта товаров.

  Н при капитализме носят антинародный характер, своей основной тяжестью ложатся на трудящихся. В начале 70-х гг. 20 в. в США, ФРГ, Н поглощали до 25—30% доходов средней семьи трудящихся. Капиталисты стараются уклониться от уплаты Н, пользуясь коммерческой тайной, прибегают к фальсификации своей отчетности и используют др. лазейки, чтобы скрыть свои действительные доходы от налогообложения. На современном этапе особенно широкое развитие получили формы прямого и скрытого государственного субсидирования монополий (военные заказы по завышенным ценам, ускоренная амортизация и др.), что обеспечивает им фактически возврат изъятых через Н средств. Классовый антинародный характер Н проявляется также в целой системе льгот, предоставляемых капиталистам при налогообложении (специальные скидки и крупные вычеты из облагаемых доходов, специальные льготы для корпораций на истощение недр, проценты по задолженности и др.), в освобождении от Н различных фондов (амортизационный, резервный, благотворительный и др.). (См. также Налоговые льготы.)

  В России основное место в системе налогообложения занимали косвенные Н и среди них доход от винной монополии, составлявший 28,6% всех поступлений в бюджет в 1909—13. Крупные доходы приносили акцизы на и др. предметы массового потребления. Значительно меньшую роль в бюджете играли прямые Н: поземельный, промысловый и др. При их взимании большие льготы предоставлялись буржуазии и помещикам; тяжелым бременем эти Н ложились на широкие массы крестьянства. Характерной чертой системы Н в России было отсутствие подоходного Н, введению которого сопротивлялись буржуазия и помещики. Он был введен только с 1 января 1917 под давлением революционного движения.

  При социализме Н являются одним из средств планового распределения и перераспределения части национального дохода в интересах коммунистического строительства. Социалистическая собственность на средства производства позволяет государству осуществлять прямое распределение национального дохода и за счет поступлений от социалистического хозяйства обеспечивать подавляющую часть доходов государственного бюджета. В конце 60-х гг. этот источник составлял в доходах государственного бюджета СССР свыше 90%, ПНР около 85%, ЧССР около 90%. Н с населения занимают незначительный удельный вес в доходах государственного бюджета. Так, в доходах государственного бюджета СССР 1973 они составляли около 8%. Характерной чертой Н является их возвратность. Средства, мобилизуемые через Н, используются на общественные нужды. В 1973 ассигнования только на социально-культурные нужды и науку превышали налоговые платежи населения более чем в 4 раза.

  Налоговая политика социалистического государства проводится в соответствии с задачами, которые оно решает на различных этапах коммунистического строительства. После установления диктатуры пролетариата Н использовались государством для подрыва экономической мощи буржуазии (например, чрезвычайные контрибуционные Н). В переходный период система налогового обложения была направлена на ограничение и вытеснение капиталистических элементов города и деревни и укрепление союза рабочего класса с трудовым крестьянством. Льготное обложение середняцких хозяйств сочеталось с частичным и полным освобождением от Н бедняцких крестьянских хозяйств. Подоходный Н с рабочих и служащих взимался с небольшой прогрессией, при значительном необлагаемом минимуме и льготах для низкооплачиваемых групп населения. Н с предприятий представляли собой одну из форм косвенного регулирования их деятельности. Наряду с прямыми Н и Н с доходов и имущества взимались также и косвенные Н, однако в отличие от акцизов при капитализме наиболее высокими ставками облагались не товары массового потребления, а предметы роскоши.

  Налоговая реформа 1930 в СССР унифицировала налоговые и неналоговые платежи в государственный бюджет и заменила их для социалистических предприятий двумя формами изъятия средств в бюджет — налогом с оборота и отчислениями от прибыли. С победой социализма была перестроена и система Н с населения. С ликвидацией капиталистических элементов такие Н, как Н на сверхприбыль и квартирный, были полностью отменены, а подоходный и с.-х. Н были соответствующим образом перестроены. Удельный вес Н с населения был резко снижен.

  В период Великой Отечественной войны 1941—45 доля Н с населения в доходах государственный бюджета возросла. Наряду с перестройкой действующих государственных и местных Н были введены военный Н и Н на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. Это дало возможность государству мобилизовать дополнительные средства для нужд обороны страны. В послевоенные годы происходило неуклонное снижение Н с населения. Был полностью отменен военный Н (1946) и значительно снижены Н на холостяков и с.-х. Н

  21-й съезд КПСС (1959) принял решение о постепенной отмене Н с населения. Разработанный в соответствии с этим решением закон "Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих" (май 1960) проводится в жизнь путем постепенного повышения необлагаемого минимума доходов и расширения налоговых льгот. В 1972 в ряде районов страны, где минимальная заработная плата рабочих и служащих производственных отраслей народного хозяйства повышена до 70 руб. в месяц, отменены Н с заработков этого уровня и уменьшены в среднем более чем на 1/3 ставки Н с заработной платы до 90 руб. в месяц. Программа КПСС предусматривает полную отмену Н с населения.

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Морализирующая критика и критизирующая мораль, Соч., 2 изд., т. 4; их же, Эмиль де Жирарден. "Социализм и налог", Париж, 1850, (Рецензии из "Neue Rheinische Zeitung. Politisch-Ökonomische Revue", № 4), там же, т. 7; Ленин В. И., К деревенской бедноте, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7; его же, Аграрный вопрос в России к концу XIX века, там же, т. 17; его же, Капитализм и налоги, там же, т. 23; его же, Доклад о замене разверстки натуральным налогом (на Х съезде РКП(б)), там же, т. 43; Программа КПСС, М., 1973; Дьяченко В, П., Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства, М., 1947; Марьяхин Г. Л., Очерки истории налогов в СССР, М., 1964; Финансы капиталистических государств. Авт. коллектив под руководством Б. Г. Болдырева, М., 1971.

  Г. Л. Марьяхин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 09:42:15