Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Наблюдатели дипломатические

Наблюдатели дипломатические (далее Н) лица (или группа лиц), направляемые государством или международными организациями для наблюдения за работой международных конференций, организаций и органов, а также за выполнением международных договоров и решений международных организаций. Институт Н используется в тех случаях, когда государства заинтересованы в работе каких-либо международных конференций, организаций и органов, но не являются их членами. Как правило, Н имеют право присутствовать на всех открытых заседаниях, получать документацию конференции или организаций; иногда им предоставляется право выступать по обсуждаемым вопросам, вносить свои предложения. Они не пользуются правом голоса и не участвуют в формировании органов конференций или организаций, не подписывают выработанные акты или др. документы (хотя обычно указываются в этих актах в качестве присутствующих).

  Различают временных (посылаются лишь на время работы данной международной конференции или органа международных организаций) и постоянных Н Конференции и организаций в каждом случае определяют условия, на которых они допускают Н к работе, их права и личный статус. Например, в Уставе СЭВ предусматривается, что он может приглашать государства, не являющиеся его членами, принимать участие в работе его органов; условия, на которых представители этих стран могут участвовать в работе органов СЭВ, определяются по договоренности с соответствующими странами.

  Практика учреждения миссий постоянных Н впервые появилась в Лиге Наций и получила дальнейшее развитие в системе ООН. В Нью-Йорке размещены постоянные миссии Н Швейцарии (с 1946), Южной Кореи (с 1949), Южного Вьетнама (с 1952), ФРГ (с 1952), Монако (с 1956), Ватикана (с 1964), ГДР (с декабря 1972). До принятия в члены ООН такие миссии имели Австрия, Италия, Финляндия, Япония. По сложившейся практике постоянные Н при ООН могут участвовать в сессиях Генеральной Ассамблеи и ее комитетов (без права выступления и без права голоса), получать документацию ООН. Соответствующие возможности предоставляются также постоянным Н при специализированных учреждениях ООН.

  Особое положение в практике современных международных отношений занимают военные наблюдатели, которые используются для наблюдения и контроля за исполнением соглашений сторон, находящихся в конфликте, о прекращении огня, о перемирии, об отводе войск, об установлении демаркационных линий и т.п. Выполняют свои функции под руководством контрольного наблюдательного органа (смешанной комиссии, образованной государствами, подписавшими соглашение; международной контрольной комиссии; ООН в лице специально ею созданных органов). В Парижских соглашениях о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме 1973 предусмотрено создание четырехсторонней совместной военной комиссии, включающей представителей ДРВ, США, Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам и сайгонской администрации, и Международной комиссии по наблюдению и контролю в составе Венгрии, Индонезии, Канады и Польши.

  Группы военных наблюдателей могут создаваться также по решению Совета Безопасности ООН. Их функции сводятся главным образом к наблюдению, выяснению фактической стороны инцидентов, предоставлению докладов Совету Безопасности. Военные наблюдатели использовались, например, для наблюдения за соблюдением условий перемирия в Палестине (1949), в Индии и Пакистане (1965) и др.

  Э. С. Кривчикова.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 16:41:26