Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Музыковедение

Музыковедение (далее М) наука о музыке, одна из областей искусствознания. Марксистско-ленинское учение дает прочную базу для построения подлинно научного М, изучающего закономерности, явления и процессы развития музыкального искусства в их объективной обусловленности, в многообразных связях с различными сторонами общественной жизни. Рассматривая музыку как одну из форм общественной идеологии, подчиненную общим законам социального развития, марксистско-ленинское М вместе с тем требует глубокого и внимательного изучения ее конкретной специфики. Научное материалистическое познание и объяснение музыки дает возможность активно воздействовать на музыкальную практику и вооружает творческих работников музыкального искусства ясным пониманием задач и путей к их осуществлению.

  Отрасли М - теория музыки, история музыки, музыкальная этнография, музыкальная критика. Музыкальная акустика, изучающая акустические предпосылки музыкального искусства, и музыкальная психология, изучающая психологию музыкального творчества и восприятия, входят в М как самостоятельные разделы и вместе с тем являются частью физики (музыкальная акустика) или психологии (музыкальная психология). В 60-70-е гг. 20 в. выделилась как особая дисциплина музыкальная социология, изучающая конкретные формы жизни музыки в обществе.

  Теоретическое М исследует: вопрос о способах отражения действительности в музыке, основные закономерности музыки, установившиеся в процессе ее исторического развития (в этом смысле оно сближается с эстетикой); композиционные средства и приемы, имеющие как общее значение для всего музыкального искусства, так и частное, в пределах какого-либо одного исторического периода. Изучению отдельных элементов музыки посвящены такие музыкально-теоретические дисциплины, как мелодика (см. Мелодия), ритмика (см. Ритм), метрика (см. Метр), гармония, полифония, инструментовка, учение о музыкальных формах (см. Музыкальная форма). Эти дисциплины имеют не только теоретическое, научно-познавательное значение, но и представляют основу для выработки композиторской техники и практического овладения различными средствами музыкальной выразительности. Целостное изучение конкретного музыкального произведения на основе совокупных данных отдельных теоретических дисциплин определяет сущность метода и предмета особой дисциплины - анализа музыкальных произведений, рассматривающего форму и содержание произведения в их единстве. К области теоретического М относятся также научно-методические дисциплины, разрабатывающие принципы музыкального исполнения (сольного и хорового пения, дирижерского искусства, игры на различных инструментах) и развития музыкального слуха (сольфеджио).

  Историческое М имеет целью воссоздание целостной картины развития музыкальной культуры в тесной взаимосвязи различных ее сторон и в зависимости от изменения условий жизни общества.

  В исследовании явлений музыкального творчества история музыки опирается на данные музыкально-теоретического анализа. Вместе с тем выводы теоретического М не могут быть достаточно полными и научно обоснованными без учета исторической обусловленности изучаемых явлений. Глубокая, органическая связь теории и истории является одним из основных методологических требований марксистско-ленинского М

  Наряду со всеобщей историей музыки, охватывающей историю музыкальной культуры всех времен и народов и выясняющей общие закономерности музыкально-исторического процесса на различных ступенях развития человеческого общества, историческое М включает в себя историю музыки отдельных народов и стран, историю жанров и форм музыки (например, оперы, симфонии, сонаты), видов исполнительского искусства (пианизма, скрипичного искусства и т. п.), отдельных областей М (например, история учения о гармонии).

  Изучение народной музыки (музыкального фольклора) входит как необходимая и органическая составная часть во всеобщую историю музыки, так же как и в историю музыки каждой отдельной страны. Вместе с тем изучением народного музыкального творчества и его специфических особенностей занимается также особая наука - музыкальная этнография. Понимание народной музыки и методы ее изучения в советском М определяются марксистско-ленинским взглядом на роль народа как творца истории.

  Важная роль в музыкальной культуре принадлежит музыкальной критике, т. е. анализу и оценке явлений современной музыкальной практики. Советская музыкальная критика отличается научной обоснованностью суждений, партийной принципиальностью. Она призвана активно способствовать развитию музыки в реалистическом направлении. В этом отношении она продолжает демократические традиции передовой русской критики классического периода.

  История музыковедения. Первоначальные элементы научного подхода к музыке были заложены в высокоразвитых культурах древнего мира (Китай, Индия, Греция и др.). Так, еще до н. э. китайским М была разработана 5-звуковая музыкальная система (пентатоника), в 3 в. - 7-звуковая система; кроме того, путем квинтовых акустических соотношений был установлен 12-ступенный звукоряд ("лю" или "люй"). В Древней Греции была создана стройная система ладов, исследовались акустические закономерности интервалов, разрабатывалось учение об этосе, связывающее различные лады, ритмы и т. д. с теми или иными эмоциями и моральными качествами. Это учение противопоставлялось абстрактно-космологическим взглядам на музыку, господствовавшим в Египте и других восточных странах. Крупнейший греческий теоретик музыки Аристоксен (4 в. до н. э.), ученик Аристотеля, выдвинул принцип изучения музыкальных явлений на основе слухового восприятия, в противовес числовой мистике Пифагора и его последователей.

  Свод основных достижений античного М был дан в трактате римского философа и ученого Боэция "О музыке" (5 книга; 6 в.), оказавшем значительное влияние на развитие средневековой теории музыки. Однако у средневековых теоретиков музыкальные воззрения часто приобретали схоластический характер. Изыскания музыкальных ученых позднего средневековья были направлены главным образом на выработку практических правил многоголосного письма, усовершенствование нотной записи и т. п. (Гукбальд, Гвидо д"Ареццо и др.). Большой вклад в развитие М внесли ученые Средней Азии (Абу Наср аль-Фараби (10 в.), Ибн Сина (Авиценна, 10-11 вв.)), арабские, персидские, византийские теоретики.

  В эпоху Возрождения сводятся в стройную систему правила полифонии, вырабатываются основы мажоро-минорной ладовой системы и закладываются основы учения о гармонии (швейцарский ученый Глареан, итальянцы Дж. Царлино и В. Галилеи), опирающегося на данные слухового опыта и законы акустики. В 17 в. учение о гармонии было развито в трудах французского теоретика М Мерсенна, содержащих также богатые и ценные сведения по истории музыки.

  Утверждение гомофонно-гармонического склада в европейской музыке (с конца 16 в.) порождает сначала учение о генерал-басе, а затем систему Ж. Ф. Рамо ("Трактат о гармонии", 1722) - виднейшего представителя классической школы теоретиков. В развитии музыкально-эстетической мысли 17 и 18 вв. большую и для своего времени положительную роль играла так называемая теория аффектов, сводившаяся к попыткам установить прямую связь между определенными композиционными приемами, средствами выражения и соответствующими им эмоциями, чувствами, аффектами. Наиболее законченное выражение эта теория получила в работах немецкого музыкального ученого 18 в. И. Маттезона.

  Присущие теории аффектов черты рационалистической абстрактности были подвергнуты критике в работах французских энциклопедистов - Д. Дидро, Ж. Д"Аламбера, активно участвовавших в борьбе музыкально-эстетических направлений 18 в. Отстаивая реалистические принципы в музыке, они понимали ее как выразительный "язык чувств" и особенно важное значение придавали мелодии.

  Пробудившийся в эпоху Возрождения интерес к историческому изучению музыки получил дальнейшее развитие в крупных музыкально-исторических работах 18 в. Дж. Б. Мартини (1781, Италия), Дж. Хокинса, Ч. Берни (1776-89, Великобритания).

  Развитие передовой музыкально-эстетической мысли в 19 в. было связано с выдающимися достижениями в области музыкального творчества, с расцветом национальных композиторских школ во многих европейских странах. Прогрессивные деятели зарубежного М и музыкальные критики боролись против формализма, за высокую идейность, содержательность музыкального творчества. Ряд важных теоретических проблем был поставлен в музыкально-эстетических и критических работах крупных композиторов - Г. Берлиоза, Р. Шумана, Р. Вагнера, Ф. Листа.

  В западноевропейском теоретическом М на протяжении большей части 19 в. главенствовала так называемая традиционная школа (труды француза Ш. Кателя, чеха А. Рейхи, немцев - А. Б. Маркса, Л. Буслера, Э. Рихтера и др.). Эта школа систематизировала музыкально-композиционные приемы и средства по отдельным отраслям М (гармония, полифония и т. д.). Положительными сторонами "традиционной" школы являлись тесная связь с практикой композиции, стремление обосновать правила музыкального сочинения данными слухового восприятия и примерами творчества великих мастеров-классиков. Вместе с тем работы большинства ее представителей страдали эмпиризмом и слабостью теоретических обобщений. В последней четверти 19 в. утвердилась функциональная теория (немецкий ученый Х. Риман, английский - Э. Праут, бельгийский - Ф. Геварт), сторонники которой стремились рассматривать музыкально-композиционные приемы и средства в их взаимной связи и использовать для объяснения музыкальных явлений данные естествознания. Однако и функциональная школа, внесшая много нового в развитие теоретического М, не вышла за пределы формального метода анализа.

  В историческом М западноевропейских стран 19 и 20 вв. большое место занимают публикации памятников музыкальной литературы от средневековья и до 18 в. включительно, монографические исследования, посвященные жизни и творчеству выдающихся музыкантов или развитию отдельных музыкальных форм и жанров. Таковы многочисленные работы О. Яна, Г. Кречмара, Г. Аберта, А. Эйнштейна ( А. В. Амброса, Г. Адлера (Австрия), О. Гостинского (Чехия), Ж. Тьерсо, Ж. Комбарье ( Ф. Ж. Фетиса (Бельгия), Э. Дента (Великобритания) и др. Ценный и обширный материал содержат сводные труды, созданные коллективами ученых разных стран.: "Оксфордская история музыки" (т. 1-6, 1901-05), "Музыкальная энциклопедия и словарь консерватории" под редакцией А. Лавиньяка и Л. де ла Лоранси (в. 1-2, 1913-31), "Руководство по музыкознанию" под редакцией Э. Бюккена (т. 1-13, 1928-34), "Руководство по истории музыки" под редакцией Г. Адлера (1924), "Нортонская история музыки" (1943-66). Однако эти работы часто страдают описательностью, развитие музыки рассматривается в них в отрыве от общего исторического процесса, вне социальной и культурно-исторической обусловленности. Г. Адлер впервые стал рассматривать историю музыки как последовательную смену различных стилистических формаций, но понимание стиля у него и последующих западных исследователей остается формально-идеалистическим.

  Большое развитие в 19 и начале 20 вв. получает музыкальная фольклористика. Растущему интересу к народной песне способствовало образование молодых национальных музыкальных школ в Европе. Выдающееся значение имеют труды польского музыканта-этнографа О. Кольберга, хорватского - Ф. Кухача, болгарского - Д. Христова и др. Новый этап в изучении народного музыкального творчества связан с деятельностью венгерского композитора и ученого Б. Бартока и его соотечественника З. Кодая. Взгляды и методы исследовательской работы Бартока оказали плодотворное влияние и на музыкальную фольклористику ряда др. стран.

  В начале 20 в. на Западе (К. Штумпф, Э. Хорнбостель, К. Закс, Р. Лахман в А. Эллис, А. Абрахам в Великобритании) возникло особое направление в музыкальной этнографии - так называемое сравнительное М, вовлекшее в круг своих исследований народную музыку различных стран мира. Это направление получило развитие в трудах В. Виоры ( П. Коллера (Бельгия) и др. Сравнительным музыкознанием накоплен богатый материал и сделаны интересные сопоставления и выводы, касающиеся главным образом музыкальной культуры внеевропейских народов, но общие выводы часто оказываются несостоятельными из-за антиисторического, формалистического подхода к народному творчеству. К середине 20 в. большинство исследователей отказалось от термина "сравнительное М". Вместо него выдвигается понятие этномузыковедения как самостоятельной научной отрасли.

  В 20 в. возник ряд новых музыкально-теоретических систем, в основе которых лежит стремление учесть и объяснить процессы, происходящие в области современного музыкального творчества. Распространение получили труды швейцарского музыковеда Э. Курта ("Основы линеарного контрапункта", 1917; "Романтическая гармония и ее кризис в “Тристане” Вагнера", 1920), исходящего из представления о музыке как о процессе сменяющих друг друга концентрации и разрядки некоей психической энергии. Некоторые стороны его энергетической концепции оказали влияние и на развитие современного теоретического М Как обобщение творческого опыта новейшей музыки представляют интерес труды композиторов А. Шенберга (Австрия), П. Хиндемита ( и др., посвященные главным образом вопросам гармонии. Ряд новых теоретических систем 2-й половины 20 в. связан с попытками применения к анализу музыки современных математических методов. Однако в большинстве случаев эти опыты носят формальный характер и полностью игнорируют содержание музыки. Тенденции асоциального, элитарного порядка, получившие отражение в музыковедческих трудах А. Адорно (ФРГ), оказали большое влияние на музыкально-эстетическую мысль зарубежных стран.

  В России самостоятельная музыкально-теоретическая мысль возникла в 17 в. Теоретические работы 15-16 вв. носили чисто эмпирический характер и служили руководством для изучения средневековой системы музыкального письма (см. Крюки). Опыт многовекового развития одноголосного певческого искусства Древней Руси был обобщен в труде "Азбука знаменного пения", написанном А. Мезенцем в 1668 (изд. в 1888). Трактат украинского теоретика и композитора Н. П. Дилецкого "Мусикийская грамматика" (1-я редакция на польском языке 1675, пер. на церковно-славянский, 1677) посвящен обоснованию многоголосного стиля (партесное пение), пришедшего на смену этой старой традиции.

  В 18 в. в связи с утверждением новых светских форм профессионального музицирования возник иной круг музыкально-эстетических проблем. Вопросам музыки уделялось большое внимание в русской литературе и журналистике. В центре большинства высказываний находился вопрос о возможности создания национальной русской оперы на народной основе.

  Борьба за народность в русской художественной культуре определила особый интерес к народной песне, выразившийся в опубликовании песенных сборников (В. Ф. Трутовского; И. Прача и Н. А. Львова), в высказываниях многих выдающихся литературных и общественных деятелей, в появлении специального исследования Н. А. Львова "О русском народном пении" (1790). Глубокое понимание сущности народной песни как отражения жизни и духовного склада трудового народа отличало А. Н. Радищева.

  В 19 в. во главе борьбы за реализм и народность музыки стояла русская музыкальная критика, представленная именами В. Ф. Одоевского, А. Н. Серова, В. В. Стасова, Г. А. Лароша, П. И. Чайковского, Ц. А. Кюи, С. Н. Кругликова, Н. Д. Кашкина и др. Большое значение для развития прогрессивной музыкально-эстетической мысли имели высказывания выдающихся композиторов-реалистов - М И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М А. Балакирева, М П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского и др.

  Передовое русское М активно способствовало утверждению прогрессивных творческих принципов национальной классической музыкальной школы. В этом отношении важную роль сыграли работы В. Ф. Одоевского, А. Н. Серова и В. В. Стасова о М И. Глинке и А. С. Даргомыжском; В. В. Стасова о М П. Мусоргском и А. П. Бородине; Н. Д. Кашкина о П. И. Чайковском и др. Русские критики отстаивали творчество композиторов-классиков в борьбе с космополитическими тенденциями дворянско-аристократических кругов (эти тенденции нашли отражение в деятельности реакционных музыкальных критиков - Ф. М Толстого, А. С. Фаминцына и др.). Прогрессивные деятели русского М высоко оценивали достижения зарубежного искусства, они создали ценные труды о западной музыкальной классике (например, большая 3-томная монография А. Д. Улыбышева о В. А. Моцарте, ряд работ А. Н. Серова о Л. Бетховене). Крупнейшей заслугой Серова было утверждение исторического принципа рассмотрения музыкальных произведений в неразрывной связи их формы и содержания. Серов и Стасов заложили основы реалистической теории оперной драматургии, внесли крупный вклад в изучение вопросов программного симфонизма и др. актуальных теоретических проблем, выдвигавшихся творческой практикой композиторов. Русскому М принадлежат также значительные заслуги в разработке отдельных музыкально-теоретических дисциплин. В непосредственной связи с потребностями профессионального музыкального образования создали свои учебники гармонии Римский-Корсаков и Чайковский. Большое значение имеют работы Римского-Корсакова "Основы оркестровки" (т. 1-2, 1913) и С. И. Танеева "Подвижной контрапункт строгого письма" (1909).

  Виднейшие представители русского М вели решительную борьбу против эстетики музыкального формализма, получившей наиболее законченное выражение в книге австрийского историка музыки и критика Э. Ганслика "О музыкально-прекрасном" (1854); в зарубежном буржуазном М эта книга пользуется признанием до наших дней. Разоблачение формалистической сущности гансликианства - заслуга русских музыкальных деятелей - Серова, Стасова, Чайковского и др.

  Работа по собиранию и изучению народного творчества широко развернулась в 19 в. Ценный материал содержат сборники русских народных песен Д. Н. Кашина, И. А. Рупина, М А. Стаховича, М А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, Н. Е. Пальчикова, Н. М Лопатина и В. П. Прокунина, А. К. Лядова, С. М Ляпунова. В теоретических трудах В. Ф. Одоевского, А. Н. Серова, Ю. Н. Мельгунова, П. П. Сокальского устанавливаются некоторые существенные стороны музыкального склада народной песни.

  Во 2-й половине 19 и начале 20 вв. формирование и рост национальных музыкальных школ вызывают усиленный интерес к народному творчеству и у др. народов многонационального российского государства. Основополагающее значение для изучения украинской народной музыки имели работы Н. В. Лысенко, для армянской - Комитаса, для латышской - А. Юрьяна.

  Неограниченные возможности и перспективы развития открылись перед М после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Советское М развивается на основе марксистско-ленинской теории. Последовательное овладение марксистской методологией и эстетикой в М связано с преодолением идейно чуждых влияний, борьбой против прямо или замаскированно проявляющих себя реакционных буржуазных тенденций. Определяющее значение для М в СССР имеют высказывания В. И. Ленина о литературе и искусстве, руководящие указания КПСС по идеологическим вопросам. Советское М призвано активно помогать строительству новой, социалистической музыкальной культуры, способствовать музыкальному просвещению и воспитанию широких масс трудящихся, бороться за глубокое всестороннее освоение классического наследства, за правдивое реалистическое отражение действительности в творчестве композиторов, разоблачать проявления реакционной упадочной буржуазной идеологии в музыке. Находясь в тесной связи с творческой музыкальной практикой, М помогает решению возникающих перед ней новых задач, определению путей и перспектив дальнейшего развития.

  Коммунистическая партия и Советское правительство обеспечивают максимально благоприятные условия для успешного роста музыкальной науки. Созданы научно-исследовательские учреждения, занимающиеся разработкой как общей искусствоведческой проблематики, так и специальных вопросов М (Институт истории искусств Министерства культуры СССР в Москве, Государственный научно-исследовательский институт театра, музыки и кинематографии в Ленинграде, аналогичные учреждения в центрах союзных республик). Кадры музыковедов подготавливаются в консерваториях, где существуют кафедры теории и истории музыки, ведущие научно-исследовательскую работу. Советские музыковеды и критики вместе с композиторами объединены в Союз композиторов СССР, активно участвуют в его творческой работе.

  Положительную роль сыграли работы А. В. Луначарского, посвященные разъяснению высокой ценности классического музыкального наследия, критике упадочного буржуазного искусства капиталистических стран. Выдающийся вклад в развитие разных отраслей исторического и теоретического музыкознания внес один из крупнейших русских музыкальных ученых Б. В. Асафьев. Вопросы теории музыки успешно разрабатываются в трудах Б. Л. Яворского, Ю. Н. Тюлина, Х. С. Кушнарева, С. С. Скребкова, В. А. Цуккермана, Л. А. Мазеля, В. В. Протопопова и др. Одним из главных достижений советского теоретического М является разработка новых методов музыкального анализа, направленных на раскрытие содержательной стороны произведений, их образной структуры и идейно-художественного замысла. Созданная В. В. Асафьевым теория интонации стала основой реалистического понимания музыки. Проводится большая работа по изучению отечественного музыкального наследия, публикации забытых или неизвестных его памятников. В области истории русской музыки важное значение имеют исследования Н. Ф. Финдейзена, А. Н. Римского-Корсакова, В. В. Яковлева, А. В. Оссовского, Т. Н. Ливановой, М С. Пекелиса, О. Е. Левашевой и др. Ими и др. исследователями впервые в полной мере раскрыто и обосновано великое историческое значение русской классической музыки как нового прогрессивного этапа в развитии мирового музыкального искусства, показаны высокая идейность, реализм и народность творчества выдающихся русских композиторов. Интенсивная работа по изучению исторических путей развития отдельных национальных культур ведется в большинстве союзных и многих автономных республиках. Различным явлениям и эпохам зарубежного музыкального искусства посвящены исследования М В. Иванова-Борецкого, К. А. Кузнецова, И. И. Соллертинского, Ю. А. Кремлева, М С. Друскина, В. Д. Конен, И. Ф. Бэлзы, Д. В. Житомирского и др.

  Значительны достижения М в СССР в области собирания и изучения народного музыкального творчества. Большую ценность представляют труды А. Д. Кастальского, А. М Листопадова, Е. В. Гиппиуса по русскому, Ф. М Колессы и К. В. Квитки - по украинскому, Д. И. Аракишвили - по грузинскому, С. Меликяна - по армянскому, У. Гаджибекова - по азербайджанскому, А. В. Затаевича - по казахскому и киргизскому, В. А. Успенского - по узбекскому и туркменскому, Я. К. Чурлените - по литовскому, Э. Мелнгайлиса - по латвийскому фольклору, В. М Беляева по музыке различных народов СССР.

  В числе важнейших задач советского М - изучение и анализ современных процессов в области музыкального творчества и музыкальной культуры, складывавшейся в процессе взаимодействия и взаимного творческого обогащения различных национальных культур, обобщение исторического пути многонациональной советской музыки. Этой проблематике посвящены многие статьи и книги Д. Б. Кабалевского, Г. Н. Хубова, А. И. Шавердяна, Б. М Ярустовского, И. В. Нестьева и др. Силами многочисленных коллективов музыковедов созданы такие капитальные обобщающие труды, как "История русской советской музыки" (т. 1-4, 1956-63), "История музыки народов СССР" (т. 1-5, 1970-74). С 1973 выпускается первая в СССР "Музыкальная энциклопедия". Большое внимание советское М уделяет различным видам музыкально-просветительской и пропагандистской работы, созданию популярной и учебной литературы о музыке.

  После 2-й мировой войны 1939-45 возрос международный авторитет советского М, укрепились контакты советских музыковедов с учеными др. стран, в первую очередь социалистических. Музыковеды СССР участвуют в деятельности Интернационального общества музыковедения и др. международных организаций. Выступая на различных международных конгрессах и симпозиумах, они отстаивают принципы реализма и народности, ведут борьбу против реакционных идеалистических и формалистических тенденций в области музыки и музыкальной науки. Большую роль в укреплении международного авторитета советского М и сближении передовых музыкантов-ученых разных стран сыграл 7-й конгресс Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, состоявшийся в Москве в 1971.

  Под ред. Ю. В. Келдыша.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 16.01.2021 11:24:57
11:08 Самая сексуальная спортсменка мира снялась в коротком топе с глубоким декольте
10:28 Медведев назвал блокировку Трампа в соцсетях цифровым тоталитаризмом
10:19 Жапаров победил на выборах президента Киргизии
09:56 Описан способ уничтожения авианосца ВМС США у берегов России
09:56 В России признали поход на футбол уважительной причиной для ухода с работы
09:44 В Азербайджане продлили особый карантинный режим до апреля
09:15 Собянин анонсировал бесплатную вакцинацию для еще двух категорий москвичей
08:04 Медведев спрогнозировал судьбу доллара при Байдене
02:55 Российский подполковник и его жена умерли во время БДСМ-сессии
Больше новостей
СегодняСиловые структуры Смерть на обочинеДерзкое нападение на инкассаторов в Крыму потрясло СССР. Прошло полвека, а виновных так и не нашли
СегодняЦенности «Влюбила в себя султана»Как правитель Малайзии женился на российской модели и с чем оставил ее и сына после развода
СегодняСпорт «Меня называли сексом на коньках»История немецкой фигуристки, которая выиграла Олимпиаду, снялась для Playboy и отказала Трампу
08:59 Определены самые популярные у россиян продукты в новогодние праздники
08:43 Названо возможное препятствие для достройки «Северного потока-2»
08:44 В Госдуме нашли выгоду для России от противоречий вокруг «Северного потока-2»
СегодняЭкономика Последний звонокОни были на вершине мобильного рынка. Кто потопил производителей культовых телефонов?
СегодняКультура Возвращая в реальностьРадиоактивные кошки, микробы и Линч: американка руками создает скульптуры, похожие на 3D-модели
08:05 Samsung отказалась от карт памяти в новых смартфонах
07:20 В Госдуме призвали начать работать с администрацией Байдена
08:28 России предрекли возвращение в лунную программу вместе с Маском при Байдене
СегодняМир Хайль КришнаКак греческая писательница шпионила на Германию, приняла индуизм и объявила Гитлера воплощением бога
15 января 2021Из жизни Пацанка ДжоИстория жизни королевы тропического острова, любовницы Марлен Дитрих и самой быстрой женщины на воде
07:17 Помпео связал возникновение COVID-19 с китайскими лабораториями
20:08, 15 января 2021 Вратарь «Арсенала» совершил лучший сейв недели в АПЛ
08:05 Медведев спрогнозировал политику Байдена в отношении России
15 января 2021Культура Мальчишкам и девчонкамСоздатель «Ералаша» Борис Грачевский умер от коронавируса. Что он думал о юморе, детях и славе?
14 января 2021Мир Трампу объявили импичментЭто вторая попытка отстранить президента от власти. Части Нацгвардии приведены в боевую готовность
06:56 Россиянка получила посылку с тряпками вместо заказанных планшетов
07:36 Бразильская фармкомпания направила запрос на срочное использование «Спутника V»
18:12, 15 января 2021 ЕС ввел санкции против сирийского министра иностранных дел
15 января 2021Бывший СССР Нет словВ Киеве решились окончательно разорвать связь с Россией. Украинцам запретят говорить по-русски
14 января 2021Путешествия Кровавая крепостьРасстрелы, отравления и чума: что творилось за стенами замка исламских правителей
06:22 Мужчина жестоко избил свою пленницу ножкой стула за отказ заниматься сексом
07:00 Роднина упрекнула Плющенко в слабости
06:00 Россиян предупредили об опасности хранения елки в квартире до весны
14 января 2021Интернет и СМИ «Потому что мы банда!»Умер Борис Грачевский. На его киножурнале «Ералаш» выросло несколько поколений
15 января 2021Дом Дальше — большеКвартиры в России беспрецедентно подорожали. Что будет с ценами в 2021 году?
05:51 В России заявили о готовности исследовать «Спутник V» на онкобольных
05:37 Кошка в море три недели питалась конфетами и выжила
05:39 Министр здравоохранения США подал в отставку после атаки на Капитолий
15 января 2021Экономика Вспышка сверхновой Как скажется на рынке Казахстана появление новой банковской группы
14 января 2021Россия «Его поддержали потомки Сталина»Как создатель скандальной шаурмичной Stalin Doner очутился в полиции и нашел поддержку сталинистов
05:05 Франция прокомментировала выход России из Договора по открытому небу
04:46 Вирусолог оценил опасность новых мутаций коронавируса
04:44 Вооруженный мужчина напал на приют для животных в поисках своей кошки
14 января 2021Силовые структуры «Он кричал от боли, лежа в багажнике»Украинский криминальный авторитет сбежал от СБУ в Россию. Но его похитили и скормили свиньям
14 января 2021Россия «Все слышали, как ее убивают»Россияне все чаще становятся жертвами домашнего насилия. Почему полиция не может их защитить?
04:26 Оценены шансы Байдена вернуть Россию в Договор по открытому небу
04:08 Аккаунты Трампа в Facebook и Instagram разморозили
03:32 В Германии откроют тюрьму для ковид-диссидентов и нарушителей карантина
14 января 2021Спорт «Скоро я умру, но мне нужен еще один бой!»Как смертельно больной боксер вышел на ринг и нокаутировал фаворита, чтобы подарить семье Рождество
14 января 2021Интернет и СМИ «Моя бывшая жена думает, что я дурачок»Человек-феномен YouTube: как живет Геннадий Горин и за что его полюбили тысячи россиян
03:30 Еще одну дыру в российском модуле МКС перестали искать
03:22 Пентагон заявил об уважении к российским военным
03:09 Пушков назвал причины выхода России из Договора по открытому небу
14 января 2021Россия «Настоящая снежная буря»Метель, пурга и сугробы: аномальная метель в Москве попала на фото и видео
12 января 2021Ценности «Эмоционально ты будешь подавлена»Помолвка на третьем свидании, повиновение жениху и скорые роды: как выдают замуж узбекских девушек
02:13 Российский режиссер снимет пилотный эпизод сериала HBO по игре The Last of Us
02:48 Роспотребнадзор дал советы желающим окунуться в прорубь россиянам
01:44 Роспотребнадзор сравнил темпы заболеваемости COVID-19 в России и других странах
14 января 2021 Они были первыми: с каких моделей началась история автомобильных марокИзбранное на Моторе. Вспоминаем первые шаги сегодняшних автогигантов
12 января 2021Силовые структуры «Нас ждут непростые времена»Генерал ФСБ — о том, почему в России стало больше обвинений в терроризме и госизмене
02:00 Трамп распорядился сократить госзакупки из Китая
01:26 Умер главный демограф России Анатолий Вишневский
01:45 Чубайс заявил о «грубейшей ошибке» властей из-за углеродного налога
13 января 2021Мир Перерождение демократииСкандальные выборы, мятеж в Вашингтоне и травля президента. Какой станет Америка после Трампа?
15 января 2021 Бестселлеры провального года: 25 любимых автомобилей россиянИтоги продаж новых легковых машин на российском рынке за 12 месяцев
00:57 Kia рассказала, когда представят новый Sportage
01:31 Россиянин потратил 22 миллиона рублей на пиво к Новому году
01:09 Опровергнуто отсутствие иммунитета к коронавирусу после снижения уровня антител
13 января 2021Экономика ОпомнилисьЗапад решил отказаться от нефти и газа и уже нашел им замену. Готова ли к этому Россия?
13 января 2021Россия Путин поручил начать массовую вакцинацию россиян от коронавирусаКогда она начнется и какими препаратами можно привиться?
00:36 Прокуроры заявили о планах штурмовавших Капитолий убить конгрессменов
01:00 В России идеальный ВАЗ-2106 оценили в четыре миллиона рублей
00:22 Lada XRay Cross получил новый базовый мотор и подешевел
00:18 В России спрогнозировали снижение распространения коронавируса
00:56 Apple захотела обновить дизайн iMac впервые с 2012 года
00:54 Новый Nissan Qashqai получит 190-сильную версию без коробки передач
23:56, 15 января 2021 Глава UFC назвал условие для боя Нурмагомедова с Сен-Пьером
00:32 В Google объяснили блокировку футбольного клуба «Ахмат» на YouTube
23:46, 15 января 2021 WhatsApp перенес сроки введения новой политики из-за резкой критики
00:21 Окруженный моделями Роналдиньо появился в музыкальном клипе
23:14, 15 января 2021 В ВОЗ выступили против требования вакцинации от COVID-19 при поездках
23:55, 15 января 2021 Шуфутинский отреагировал на возможный запрет на въезд в Литву
22:46, 15 января 2021 Россия вошла в топ-5 стран с наибольшим числом мигрантов
23:32, 15 января 2021 Германия и Британия отреагировали на выход России из Договора по открытому небу
22:15, 15 января 2021 Меркель и Зеленский поговорили по телефону
23:14, 15 января 2021 Жириновский призвал отказаться от крещенских купаний определенную группу людей
22:11, 15 января 2021 Женщина погибла во время съемки селфи из-за упавшего рядом мужчины
23:07, 15 января 2021 Онищенко оценил влияние коронавируса на психику
22:51, 15 января 2021 В России создали тест для выявления британского штамма коронавируса
21:49, 15 января 2021 Макгрегор назвал желаемого соперника в поединке за титул
21:14, 15 января 2021 Найдена самая дорогая квартира Новой Москвы
22:29, 15 января 2021 Бывший футболист сборной России вступился за убийцу подозреваемого в педофилии
21:07, 15 января 2021 Российские ученые создали сорбенты для очистки водоемов Арктики от нефти
22:22, 15 января 2021 В США завели около ста уголовных дел из-за захвата Капитолия
22:05, 15 января 2021 Голикова рассказала о бесплатной вакцинации от коронавируса