Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Музыкальное образование

Музыкальное образование (далее М) система подготовки профессионалов в области музыкального искусства - композиторов, музыковедов, исполнителей (певцов и инструменталистов, дирижеров хора и оркестра) и педагогов. М зародилось в странах Древнего Востока. Музыке отводилось большое место в придворных и ритуальных церемониях, военных парадах и походах, народных празднествах и др. Развитие М в Древней Греции определялось высоким уровнем ее музыкальной культуры.

  В большинстве европейских стран в период раннего средневековья М было связано главным образом с христианской церковью. Центрами М в Западной Европе начиная с 4 в. являлись певческие школы при монастырях и соборах, затем университеты (в Париже с 1200, в Праге с 1348, и др.), бывшие первоначально учреждениями церковно-просветительского характера. В 15 в. получили распространение метризы (в Нидерландах и во - хоровые школы с интернатами, из которых вышли крупнейшие представители полифонического музыкального искусства (Орландо Лассо, Гийом Дюфаи и др.). С развитием рыцарского музыкального искусства и музыкальной культуры городов возникли певческие общества и школы мейстерзингеров, цехи музыкантов-инструменталистов; приобрела значение и педагогическая деятельность вольных учителей музыки. С эпохи Возрождения усилилось светское направление в музыкальном искусстве и связанная с этим подготовка кадров инструменталистов и певцов для придворных театров и оркестров. Важное значение для формирования творческих школ и развития М имела педагогическая практика известных композиторов и теоретиков музыки.

  С 17 в. начался новый этап в истории М западноевропейских стран. В Италии оно сосредоточивалось главным образом в сиротских приютах, называвшихся консерваториями. Первые консерватории как высшие учебные заведения основаны в Париже (1795) и Праге (1811), в 19 в. они были организованы во многих крупных городах Европы и Северной Америки. Помимо высших музыкальных учебных заведений, возникла широкая сеть музыкальных училищ, частных музыкальных школ и студий.

  Древнейшими очагами М на Руси были школы богослужебного пения, а также певческие хоры ("крылосы"), возникшие в 11 в. в Смоленске, Новгороде, Владимире и в др. городах. В последующие века наряду с духовной музыкой получили развитие народное музыкальное творчество и исполнительство, а также светская музыка, которая стала неотъемлемой частью быта княжеской и боярской знати; значительное внимание уделялось и ратной музыке. Во 2-й половине 17 в. в связи с растущим интересом к музыкальным "заморским потехам" в Россию приглашались иностранные органисты и др. музыканты для обучения выходцев из народа и любителей музыки из дворян игре на различных инструментах и пению. В начале 1670-х гг. в Москве создан придворный театр, в котором участвовали дворовые боярина А. С. Матвеева - воспитанники организованной им первой в России музыкально-театральной школы (1673). При Петре была выписана из-за границы большая группа музыкантов для военных духовых оркестров и обучения игре на различных инструментах солдатских детей и певчих. Большую роль в придворной музыкальной жизни играл переведенный из Москвы в Петербург хор "государевых певчих дьяков". Рост музыкальной культуры в 1-й половине 18 в., создание придворных музыкальных учреждений (оперный театр, придворная капелла, оркестр) обусловили организацию новых форм профессионального М (например, учреждены "Инструментальный класс" в Петербурге и певческая школа в Глухове в 1741 для пополнения придворной капеллы). В 1779 в Петербурге открылась первая в России специальная школа сценического и музыкального искусства - Театральное училище. В конце 18 в. преподавание музыки было введено в женских учебных заведениях и в воспитательных домах. Обучению музыке уделялось большое внимание и в Шляхетском корпусе, Московском университете, Смольном институте и др. учебных заведениях Москвы и Петербурга. В 1-й половине 19 в. организован ряд специальных музыкальных школ (например, "Музыкальный класс" Д. Кашина в Москве). В 60-е гг. основаны первые консерватории - Петербургская (1862) и Московская (1866). Во 2-й половине 19 в. и в начале 20 в. открылись музыкальные училища при отделениях императорского Русского музыкального общества; в Москве, Петербурге и некоторых др. городах организованы общедоступные музыкальные учебные заведения, именуемые народными консерваториями (например, Бесплатная музыкальная школа, созданная по инициативе М. А. Балакирева и руководимая им с 1862 до начала 70-х гг. и затем в 1881-1908). С каждым годом росло количество частных музыкальных школ.

  Становление и развитие М в России в этот период связано с деятельностью Московской и Петербургской консерваторий, в которых преподавали их основатели А. Г. Рубинштейн (в Петербурге) и Н. Г. Рубинштейн (в Москве), а также П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов, С. И. Танеев, А. Н. Скрябин, Н. Я. Мясковский, Б. В. Асафьев и др.

  За годы Советской власти была создана государственная система М: начальные музыкальные школы с 7-летним курсом обучения; музыкальные училища с 4-летним курсом, готовящие профессионалов со средним М; средние специальные музыкальные школы при консерваториях с 11-летним курсом; музыкальные вузы - консерватории, музыкально-педагогические институты и институты искусств - с 5-летним курсом. В крупнейших консерваториях и институтах имеется аспирантура и ассистентура. В 1973 в СССР было около 7 тыс. начальных музыкальных школ, 242 музыкальных училища, 36 средний специальных музыкальных школ, 30 музыкальных вузов. В начальных музыкальных школах обучалось свыше 1 млн. учащихся, в училищах - свыше 105 тыс., в средних специальных музыкальных школах - около 14 тыс., в вузах (факультетах) - 22,3 тыс. Кроме того, подготовку преподавателей музыки и пения для общеобразовательных школ осуществляли 46 педагогических институтов и 92 педагогических училища. Музыкальные учебные заведения открыты не только в крупных, но и в небольших городах и сельских местностях.

  Начальные музыкальные школы имеют целью приобщить детей к музыке, обучить их игре на каком-либо инструменте, дать знания элементарной теории музыки, развить музыкальный слух и выявить данные для дальнейшей профессионализации. Наиболее способные учащихся, желающие продолжить М, могут поступать в музыкальные училища. В средних специальных музыкальных школах при музыкальных вузах обучаются музыкально одаренные дети. Музыкальные училища готовят пианистов, оркестрантов (симфонического оркестра и оркестра народных инструментов), хоровых певцов, учителей музыкальных школ по фортепиано, оркестровым инструментам, теории музыки и сольфеджио, хоровому пению, преподавателей музыки для общеобразовательных школ и художественной самодеятельности. Наиболее одаренные выпускники училищ поступают по конкурсу в консерватории и институты. Музыкальные вузы готовят профессионалов высшей квалификации по всем специальностям М: композиторов, музыковедов, исполнителей, педагогов по различным дисциплинам для музыкальных училищ и средних музыкальных школ.

  Учебными планами средних и особенно высших музыкальных учебных заведений предусматриваются широкая общенаучная и музыкально-теоретическая подготовка учащихся, глубокое изучение ими русского, советского и зарубежного музыкального искусства и овладение профессиональным мастерством.

  Значительный вклад в развитие советского М внесли Московская консерватория, Ленинградская консерватория, Киевская консерватория, Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных и др. музыкальные вузы (за годы Советской власти они созданы во всех союзных республиках), крупнейшие деятели советской музыкальной культуры М. М. Ипполитов-Иванов, А. Ф. Гедике, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Б. В. Асафьев, Л. В. Николаев, Н. Я. Мясковский, С. М. Козолупов, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, В. В. Софроницкий, И. В. Способин, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Ф. М. Блуменфельд, Р. И. Грубер, С. С. Богатырев, А. И. Ямпольский, М. И. Табаков, У. Гаджибеков, З. П. Палиашвили, А. А. Спендиаров, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский и др.

  Для музыкально-эстетического воспитания советских людей в СССР создана сеть учреждений общего М: школы общего М, детские филармонии и хоровые студии, народные университеты и т. д., а также различные музыкальные коллективы художественной самодеятельности при внешкольных и клубных учреждениях. Предмет "музыка" включен в учебный план 1-8-х классов средних общеобразовательных школ.

  Крупнейшие центры М за рубежом: в социалистических странах - Берлин, Лейпциг, Будапешт, Бухарест, Варшава, Прага, София; в капиталистических странах: Бостон, Нью-Йорк, Вена, Кельн, Лондон, Мадрид, Париж, Рим и др.

  А. А. Николаев, В. В. Суханов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.09.2017 00:05:33


23:55 Львовский мэр на русском языке похвалил Путина
23:47 Лавров обвинил НАТО в стремлении воссоздать климат холодной войны
23:36 Во Франции заявили о возможном пропуске сборной Олимпийских игр-2018 в Пхенчхане
22:52 Афганский иммигрант зарезал 14-летнюю сестру из-за ее нежелания ходить в школу
21:58 Президент Румынии отменил визит в Киев из-за закона об украинизации образования
20:16 Гимнаст из КНДР умер после шести сальто-мортале в московском цирке