Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Музеи

Музеи (далее М) (греч. muséion — место, посвященное музам, храм муз, от músa — муза), научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. М сосредоточивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства, вместе с тем в М хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность).

  Для большинства современных М характерно единство исследовательских и образовательно-воспитательских функций. Специфические формы научной популяризации и воспитательской деятельности Мэкспозиция, выставка.

  Современная научная классификация М различает их по типам и профилям. Тип М определяется его основным общественным назначением. В соответствии с этим признаком М делятся на исследовательски-научно-просветительные (абсолютное большинство М; иногда их называют публичными, массовыми); исследовательские, являющиеся своеобразными лабораториями при научно-исследовательских институтах, и учебные. Профиль М определяется его отношением к определенной отрасли производства, науки, искусства. По профилям М разделяются на исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические. Внутренняя специализация наук, искусств, производств находит отражение в профилировании М Так, к историческому профилю относят М общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические и др. (см. Исторические музеи); к искусствоведческому — М изобразительного искусства, прикладного искусства (см. Художественные музеи), театральные музеи, музыкальные музеи и др.; к техническому — политехнические, технические отраслевые (связи, транспорта и др.); к естественнонаучному — зоологические музеи, ботанические музеи, геологические и др. Особую группу составляют мемориальные музеи. Кроме М указанных основных профилей, существуют и комплексные М Наибольшее распространение имеет сочетание исторической и естественнонаучной специализаций, определяемое для локальных М как краеведческий профиль (см. Краеведческие музеи).

  История возникновения М как своеобразных общественных институтов, удовлетворяющих потребности политического, научного, культурного, экономического характера, уходит в глубокую древность. Предшественники М появились на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники, взятые из природы и общественной жизни, стали сохраняться не в утилитарных хозяйственных целях или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства и эстетической ценности. Таковы, например, хранилища Кносского дворца на Крите (16 в. до н. э.), Дворец ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13—12 вв. до н. э.), Библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н. э.) и др. В античную эпоху храмы, а затем и частные коллекции (с 3 в. до н. э.) сосредоточивали преимущественно произведения искусства (галереи Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др.). Разнообразные собрания хранились в византийских соборах и монастырях, а затем (с 13 в.) в средневековых соборах Италии, и др. стран (предметы, принадлежность которых приписывалась "священным лицам" нового христианского пантеона, церковная утварь, иконы, рукописи и т. п.). К эпохе Возрождения относится появление в Европе М, которым были уже присущи некоторые научные функции, что было связано, в частности, с Великими географическими открытиями, а также с потребностями развивающихся наук и производства. Коллекционировались образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты ("философские инструменты"), предметы, представляющие этнографический интерес. Большую популярность приобретали дворцовые собрания — кунсткамеры, мюнц-кабинеты, натуралиен-кабинеты, в которых сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости. Появились и первые описания М, а также музеологические теоретические сочинения. К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции (Л. Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др. В 17—18 вв. формируются многочисленные частные коллекции — исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых частично в 18 в., а главным образом в 19 в. легли в основу государственных национальных М (см. также ст. Коллекционирование).

  В период капитализма усиливаются объективные потребности в развитии М, росте музейной сети с образовательно-воспитательными и научными функциями. Вместе с тем М все активнее используются господствующими классами в целях пропаганды буржуазной идеологии. Наиболее развитой сетью М в капиталистических странах располагают (на начало 1970): США (около 2000 М), Италия (свыше 1200), (около 1000), Великобритания (свыше 900), ФРГ (свыше 800).

  В России М имеют многовековую историю. В источниках 12—17 вв. содержатся многочисленные сведения о хранении исторических и художественных ценностей в соборах и монастырях во Владимире, Киеве, Новгороде. К 15—17 вв. относится формирование собрания Оружейной палаты и хранилища памятников Патриаршей ризницы в Москве. Известны также коллекции 16—17 вв., принадлежавшие Ивану , Б. Годунову, Ф. С. Милославскому, А. С. Матвееву, В. В. Голицыну. В 1719 открылся первый русский публичный МКунсткамера в Петербурге, в основе которой лежали коллекции Петра . С переходом Кунсткамеры в ведение Академии наук М превратился в крупное научное учреждение. В течение 2-й половины 18—19 вв. возникли первые местные М в Иркутске (1782), Барнауле (1827), Оренбурге (1831), Астрахани (1836); коллекции Артиллерийского исторического М (1756) и Эрмитажа (1764) в Петербурге; собрания, непосредственно связанные с производством (модель-камеры, натуральные кабинеты Вольного экономического общества, превратившиеся в начале 19 в. в М); создавались историко-археологические М в Николаеве (1806), Одессе (1825), Петербурге (Румянцевский М, 1831) и др.

  Особенно быстро музейная сеть росла с середины 19 в. М возникали при статистических комитетах, земствах, ученых архивных комиссиях, научных обществах, университетах. Развитие сельского хозяйства и промышленности вызвало появление Сельскохозяйственного музея в Петербурге (1859), Политехнического музея в Москве (1872), кустарных отделов в местных М Рост национального самосознания, развитие искусства, науки нашли отражение в создании Третьяковской галереи (1856), Российского исторического музея (1872), Русского музея (1898) и др. Всего к октябрю 1917 функционировало свыше 150 М (без войсковых, церковно-археологических). Многие музейные ценности находились в частных собраниях, малодоступных даже для ученых и специалистов. Ведомственная разобщенность, отсутствие единого музейного законодательства, разнобой в научно-методической области тормозили развитие музейного дела.

  М в СССР. Советское государство превратило М во всенародное достояние. Правительственными распоряжениями, декретами, постановлениями СНК РСФСР 1917—18 были национализированы крупнейшие частные М, установлен порядок охраны М и памятников, регистрации и принятия их на государственный учет, запрещен вывоз произведений искусства за рубеж (декрет от 19 сентября 1918). В ноябре 1917 в Наркомпросе РСФСР была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников, в мае 1918 — Музейный отдел (в 1921 вошел в состав Главнауки), в ведение которого перешли все М На местах были созданы губернские подотделы по делам М К научному руководству М были привлечены АН, Социалистическая академия материальной культуры. 3-й съезд Советов в январе 1918 принял постановление о развитии музейного дела в стране. В соответствии с ленинской концепцией культурной революции в постановлении подчеркивались значение сохранения культурного наследия, необходимость превратить культурные ценности "в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания". В программе, принятой на 8-м съезде РКП (б) в марте 1919, записано: "Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров". Создание единой государственной музейной сети сопровождалось быстрым ростом числа М, появлением М новых профилей, прежде всего историко-революционных. Уже в 1920 насчитывалось 394 М Только за 1918—1923 было создано более 250 М

  В 1941 в СССР действовал 991 государственный М Несмотря на огромный урон, нанесенный М в областях, временно оккупированных фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941—45, в послевоенные годы сеть М была не только восстановлена, но и расширена. Особенно показателен рост сети М в союзных республиках, где до Октябрьской Революции 1917 имелись единичные М либо вообще их не было (в Грузинской ССР было 3 М, в 1972 — 75 М; в Армянской ССР был 1 М, в 1972 — 34 М; в Узбекской ССР было 3 М, в 1972 — 28 М; в Азербайджанской ССР не было М, в 1972 — 38 М и т. д.). В 1972 (на конец года) функционировали 1190 государственных М и тысячи школьных и народных музеев, созданных и работающих на общественных началах. В числе государственных М 511 краеведческих, 199 историко-революционных и исторических, 171 искусствоведческий, 36 естественнонаучных, 242 мемориальных. Все материалы музейного значения входят в состав Музейного фонда СССР.

  Министерства культуры, в ведении которых находится большинство государственных М, определяют общие принципы развития М Вопросы теории и основы научной методики деятельности М разрабатываются методическими центрами при министерствах культуры союзных республик, головных М и Отделе музееведения НИИ культуры Министерства культуры РСФСР. Советские М ведут большую исследовательскую и воспитательную работу: комплектуют и изучают коллекции, создают научную документацию, обеспечивают режим хранения и реставрацию музейных предметов, издают монографии, каталоги, путеводители, публикации первоисточников; основной формой пропаганды научных знаний являются экспозиции, создаваемые на базе марксистско-ленинской методологии и научной методики, разрабатываемой советским музееведением. В соответствии с постановлением ЦК КПСС "О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся" (май 1964) советские М активно осуществляют научно-просветительскую образовательную деятельность в разнообразных формах. Важнейшей формой работы с посетителями М является проведение экскурсий. В 1972 только в государственных М страны число посещений составило свыше 115 млн. (в 1913 — 5 млн.).

  Обширна и разнообразна музейная сеть в др. социалистических странах, причем бурный рост М характерен именно для эпохи строительства социализма и отражает общий подъем культуры, стремление народной государственной власти к всемерному использованию научных и культурных богатств для осуществления культурной революции. Так, по данным конца 60 — начала 70-х гг., в ГДР насчитывалось 552 М, в ЧССР — 416, в ПНР — 335, в НРБ — 146, в ВНР — 185, в СРР — 293, в СФРЮ — 302 М

  Развивающиеся страны Азии и Африки, освободившиеся от колониальной зависимости, создают национальную музейную сеть, призванную содействовать охране научных и культурно-исторических ценностей, развитию национального самосознания, культуры и образования народа.

  В начале 70-х гг. в мире насчитывалось свыше 12 тыс. музеев. М мира объединяются международными организациями. В составе ЮНЕСКО имеется Международный совет музеев (ИКОМ). В совет входят национальные комитеты музеев, в том числе Советский комитет. О крупнейших М см. отдельные статьи, сведения о М содержатся также в статьях о странах, советских союзных и автономных республиках, автономных областях и национальных округах, краях и областях, столицах и др. административных центрах.

  Лит.: История музейного дела в СССР, (в. 1), "Труды НИ института музееведения", 1957, в. 1; Очерки истории музейного дела в России, в. 2—3, М, 1960—61; Вопросы истории музейного дела в СССР, в. 4, "Труды НИ института музееведения" 1962, в. 7; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 5 "Труды НИ института музееведения", 1963; в. 9; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 6—7, М, 1968—71; Основы советского музееведения, М, 1955; Роль музеев в коммунистическом воспитании трудящихся, М. 1966; Список государственный музеев СССР М 1969; Handbuch der Museen und wissenschaftlichen Sammlungen in der DDR, hrsg. von Н. A. Knorr, Halle/Saale, 1963; Lorentz St., Przewodnik po muzeach i zbiorach w Polsce, Warsz., 1971; Museums and galleries in Great Britain and Northern Ireland, L., 1960—68; Poisson G., Les museés de France, (2 éd.), .,1965; Handbook of American museums, Wash., 1932; "Museum", UNESCO, ., 1948—.

  А. М Разгон.

  Архитектура музеев. Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи 17—18 вв. (например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764—67, архитектор Ж. Б. М Валлен-Деламот; см. илл.) и кунсткамеры (например, Кунсткамера в Петербурге, 1718—34, архитектор Г. И. Маттарнови и др.; см. илл.). Особый тип музейного здания сложился в 19 в. (Старый музей в Берлине, 1824—28, архитектор К. Ф. Шинкель; см. илл.). Как и во дворцах, часто приспособлявшихся для М (Лувр; см. илл.), в этих зданиях залы обычно располагались либо анфиладой, либо вокруг 1—2 внутренних дворов. Со 2-й половины 19 в. М обычно строили как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотеки, аудитории и т. д.; фасадам придавался парадный облик в классицистическом или национальном стиле, а интерьеры нередко отделывались в стиле экспонируемых предметов. С середины 20 в. объемно-планировочные решения зданий М стали чаще и более органично связываться со спецификой коллекций, национальными традициями и климатическими условиями, градостроительной ситуацией. Например, музей В. Лембрука в Дуйсбурге (1964, архитектор М Лембрук) состоит из 2 зданий, ограничивающих дворик для экспозиции скульптуры на открытом воздухе: в одном из зданий — экспозиция произведений скульптора В. Лембрука, в другом — помещение для периодических выставок скульптуры 20 в.; новое здание Исторического музея в Ганновере (1967, архитектор Д. Эстерлен) включает руины средневековой крепости, его малая этажность и уступчатый план подчинены пространственному построению средневековой улицы. Общая черта архитектуры современных М — гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений и их последующего расширения. Преобладают М с расположенным в центре здания многосветным залом, объединяющим этажи экспозиции (филиал Центрального музея В. И. Ленина в Ташкенте, 1970, архитекторы Е. Г. Розанов, В. Н. Шестопалов и др., инженер В. П. Кричевский и др.). Планировка новых зданий М нередко представляет возможность как последовательного ознакомления со всей экспозицией, так и выборочного осмотра отдельных разделов (Антропологический музей в Мехико, 1965, архитекторы П. Родригес Васкес, Р. Михарес). Часто создаются пространственные эффекты, активизирующие восприятие коллекций; разнообразятся методы группировки и выделения экспонатов с помощью выгородок, смещения этажей, контрастного сочетания пространств, различных по конфигурации, высоте и освещенности. Важную роль в визуально-пространственной организации экспозиционных помещений современных М играют комбинированные системы естественного и искусственного освещения. Современный мемориальный М нередко является сложным комплексом, состоящим из собственно мемориальной зоны, где природное окружение становится активным формообразующим фактором, и здания для размещения экспозиции, архитектурные формы которого образно раскрывают ее основную идею и содержание (например, мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе, 1961—67, архитектор — О. Н. Закаменный и др., скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис). Распространен и др. тип: на территории мемориальной зоны или вблизи от нее возводится нейтральное по архитектуре здание (павильон) с экспозиционными помещениями (памятник-музей В. И. Ленина "Шалаш" около поселка Разлив, близ Ленинграда: гранитный памятник-шалаш, 1927, архитектор А. И. Гегелло; см. илл.; павильон-музей — гранит, мрамор, стекло, 1964, архитектор В. Д. Кирхоглани и др.). В так называемых музеях под открытым небом связь памятников архитектуры с природным окружением — основополагающий принцип. Для их размещения выбираются участки, наиболее отвечающие представлению о характерном национальном пейзаже. Пространственная композиция территории М не только преследует цель этнографически точного воспроизведения традиций для того или иного народа приемов планировки деревень, жилых усадеб, культовых, оборонительных и др. сооружений, но и предусматривает возможность отдыха посетителей; экспозиционными помещениями служат обычно сами памятники архитектуры (Латвийский этнографический музей под открытым небом близ Риги; Музей-заповедник народного деревянного зодчества и этнографии Карельской АССР на острове Кижи).

  Лит.: Новые музеи (Обзор) М, 1973(Центр научно-технической информации по гражданскому строительству и архитектуре. Серия "Общественные здания"); Brawne М, Neue Museen, Stuttg., 1969.

  В. И. Ревякин



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.01.2021 15:21:10
15:11 Стало известно новое возможное место проведения чемпионата мира по хоккею-2021
15:10 В Роспотребнадзоре дали прогноз по заболеваемости коронавирусом в России
15:06 Врачи предупредили о необычных последствиях COVID-19 для кожи
15:05 Экс-ассистентка рэпера Soulja Boy обвинила его в насилии и угрозах убийством
14:58 Тысячи норок убьют в Испании
14:56 Способное достроить «Северный поток-2» судно вернулось к месту работ
14:51 Президент Таджикистана открыл музей имени самого себя
14:37 Бузова призвала поклонников к тотальной блокировке Давы в Instagram
14:29 Apple похоронит iPhone SE и iPhone 6s
Больше новостей
СегодняБывший СССР Мир в конце тоннеляАзербайджан обещает Карабаху светлое будущее. Почему в Армении этому не рады?
СегодняДом Как домаСнимать жилье в России становится все дешевле. Что выбрать: аренду или ипотеку?
СегодняЦенности «Стоять в бикини перед незнакомцами в 16 лет было некомфортно»От подиума до тюрьмы: как живут бывшие участницы самого популярного в мире шоу о супермоделях
14:43 Жители российского города сняли на видео погребенные под снегом автомобили
14:53 Грузия объявила о восстановлении международного авиасообщения
14:48 Россия и Белоруссия договорились о цене транзита нефти
СегодняИнтернет и СМИ Баланс черногоЯркие моменты из жизни простых людей — на лучших черно-белых снимках со всего мира
СегодняКультура На последнем дыханииПандемия лишила российских музыкантов публики и денег. Как они пытаются выжить?
14:44 Обладатель «Оскара» забрал дом у бывшей жены после вооруженного захвата
14:24 Раскрыты гонорары Макгрегора и Порье за бой
14:46 Берни Сандерс нашел способ заработать на своем меме с инаугурации Байдена
21 января 2021Силовые структуры «Его жестоко били железными прутьями»Главный вор Белоруссии был унижен и потерял власть. Ждут ли страну новые криминальные войны?
21 января 2021Из жизни «Слухи здесь распространяются быстро»Россиянин застрял в Турции на полгода и узнал, почему местные ищут любовь на Украине и в России
14:28 Советник Санду обвинила русских в неуважении к языку молдаван
14:17 Стюардесса перечислила самые странные просьбы пассажиров в самолете
14:33 Россияне отказались платить через QR-коды
20 января 2021Экономика Одиссея «Академика Черского»«Газпром» впервые допустил провал «Северного потока-2». Способное его достроить судно потратило год зря
21 января 2021Силовые структуры Шамсутдинов получил 24,5 года колонии за расстрел сослуживцевРядовой выплатит потерпевшим десять миллионов рублей. Его защита назвала приговор слишком суровым
14:26 Соратницу Навального арестовали на девять суток за призыв к незаконной акции
14:24 МИД оценил планы Байдена проверить причастность Москвы к убийствам военных США
14:21 Рыбак поймал самого крупного за 50 лет канального сомика
21 января 2021Культура Ночи черныеКинг, Али и Малкольм Икс: иконы афроамериканской истории возвращаются на экран и воюют с ФБР
Сегодня Рассмотрите в деталях невероятный кастом-байк «Дух страсти» на базе BMW R 18Ультрасовременный проект с агрегатами новейшей модели BMW выглядит пришельцем из 1930-х
14:00 Звезда сериала «СашаТаня» почти родила в такси
14:08 В Москве врачи пришили пациенту руку к животу для ее спасения
13:53 Москвичи начали массово скупать валенки
20 января 2021Мир «Демократия восторжествовала»Как Джо Байден стал 46-м президентом США. Боязнь погромов, тысячи военных и гимн от Леди Гаги
19 января 2021Россия «Медсестра забыла открыть заглушку капельницы»Маленькую Варю спасет операция, но до нее надо дожить. Нужна наша помощь
13:58 Из Mazda MX-5 сделали родстер в стиле ретро
13:52 Кравчук собрался в Крым
14:01 Нижегородский губернатор отказался вводить ковид-паспорта
20 января 2021Интернет и СМИ «Призрак цифрового тоталитаризма»Крупнейшие соцсети мира заставили Трампа замолчать. Как это изменит интернет?
19 января 2021Из жизни «Многие испанцы живут с родителями до 30 лет»История россиянки, которая вышла замуж за испанца, переехала к нему и развелась
13:46 Россиянин погиб в перестрелке с полицией
13:51 В Японии зафиксирован рекордный за 10 лет рост самоубийств
13:34 Раскрыта вероятная цель космической подводной лодки
20 января 2021Россия «К таким идеям отношение скорее настороженное»В России начинают вводить ковидные паспорта. Что это значит — отвечает юрист
21 января 2021Культура ПромоДождались переменОнлайн, скринлайф, «Премьера»: как изменилась киноиндустрия из-за пандемии коронавируса
13:37 Киев захотел сделать украинский официальным языком ЕС
13:26 Аллергологи рассказали россиянам об «общем правиле» при вакцинации от COVID-19
13:32 Обнародован размер обязательного взноса России в бюджет WADA в 2021 году
20 января 2021Мир «Мы влюбились друг в друга»Дружба США и Северной Кореи заканчивается с уходом Трампа. Как сложатся отношения Кима и Байдена?
20 января 2021Культура «Будь моей деткой»Он продюсировал Beatles и Ramones, мучил жену и сел за убийство актрисы: в тюрьме умер Фил Спектор
13:22 Самая высокооплачиваемая знаменитость раскрыла правду о воде в своем душе
13:23 Байден убрал из Овального кабинета установленную Трампом кнопку для вызова колы
13:05 Гну спасла раненого детеныша от леопарда и бородавочников и попала на видео
19 января 2021Силовые структуры «Это дурманит и затягивает»Адвоката Маркелова и журналистку Бабурову убили националисты. 12 лет спустя они рассказали о мотивах
19 января 2021Дом Осколки СоюзаПанелька-телевизор, летающая тарелка и трансформеры — что осталось от советского наследия в Европе
13:11 Новый Renault Duster сфотографировали в одном из московских автосалонов
13:04 VIP-охранник Росгвардии уволился и устроил групповое изнасилование проститутки
12:43 Кремль назвал недопустимыми акции 23 января
18 января 2021Спорт Белоруссию лишили чемпионата мира по хоккею 2021 годаСпонсоры отказались финансировать турнир в Минске. Новое место проведения ЧМ пока неизвестно
21 января 2021 Отмечаем 30-летие великого суперкара Jaguar XJ220История о необычном досуге британских джентльменов и воплощении в жизнь самых неистовых фантазий
12:52 Уборщик нечаянно уничтожил почти две тысячи доз вакцины в США
12:26 На МКС нашли трещину
12:50 Россия пообещала ответить на высылку своего дипломата из Албании
18 января 2021Путешествия Лавина обрушилась на людей в Домбае. Есть погибшийЧто известно о происшествии на популярном горнолыжном курорте России
12:40 Названы последствия вступления в силу Договора о запрещении ядерного оружия