Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Музеи

Музеи (далее М) (греч. muséion — место, посвященное музам, храм муз, от músa — муза), научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. М сосредоточивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства, вместе с тем в М хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность).

  Для большинства современных М характерно единство исследовательских и образовательно-воспитательских функций. Специфические формы научной популяризации и воспитательской деятельности Мэкспозиция, выставка.

  Современная научная классификация М различает их по типам и профилям. Тип М определяется его основным общественным назначением. В соответствии с этим признаком М делятся на исследовательски-научно-просветительные (абсолютное большинство М; иногда их называют публичными, массовыми); исследовательские, являющиеся своеобразными лабораториями при научно-исследовательских институтах, и учебные. Профиль М определяется его отношением к определенной отрасли производства, науки, искусства. По профилям М разделяются на исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические. Внутренняя специализация наук, искусств, производств находит отражение в профилировании М Так, к историческому профилю относят М общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические и др. (см. Исторические музеи); к искусствоведческому — М изобразительного искусства, прикладного искусства (см. Художественные музеи), театральные музеи, музыкальные музеи и др.; к техническому — политехнические, технические отраслевые (связи, транспорта и др.); к естественнонаучному — зоологические музеи, ботанические музеи, геологические и др. Особую группу составляют мемориальные музеи. Кроме М указанных основных профилей, существуют и комплексные М Наибольшее распространение имеет сочетание исторической и естественнонаучной специализаций, определяемое для локальных М как краеведческий профиль (см. Краеведческие музеи).

  История возникновения М как своеобразных общественных институтов, удовлетворяющих потребности политического, научного, культурного, экономического характера, уходит в глубокую древность. Предшественники М появились на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники, взятые из природы и общественной жизни, стали сохраняться не в утилитарных хозяйственных целях или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства и эстетической ценности. Таковы, например, хранилища Кносского дворца на Крите (16 в. до н. э.), Дворец ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13—12 вв. до н. э.), Библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н. э.) и др. В античную эпоху храмы, а затем и частные коллекции (с 3 в. до н. э.) сосредоточивали преимущественно произведения искусства (галереи Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др.). Разнообразные собрания хранились в византийских соборах и монастырях, а затем (с 13 в.) в средневековых соборах Италии, и др. стран (предметы, принадлежность которых приписывалась "священным лицам" нового христианского пантеона, церковная утварь, иконы, рукописи и т. п.). К эпохе Возрождения относится появление в Европе М, которым были уже присущи некоторые научные функции, что было связано, в частности, с Великими географическими открытиями, а также с потребностями развивающихся наук и производства. Коллекционировались образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты ("философские инструменты"), предметы, представляющие этнографический интерес. Большую популярность приобретали дворцовые собрания — кунсткамеры, мюнц-кабинеты, натуралиен-кабинеты, в которых сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости. Появились и первые описания М, а также музеологические теоретические сочинения. К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции (Л. Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др. В 17—18 вв. формируются многочисленные частные коллекции — исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых частично в 18 в., а главным образом в 19 в. легли в основу государственных национальных М (см. также ст. Коллекционирование).

  В период капитализма усиливаются объективные потребности в развитии М, росте музейной сети с образовательно-воспитательными и научными функциями. Вместе с тем М все активнее используются господствующими классами в целях пропаганды буржуазной идеологии. Наиболее развитой сетью М в капиталистических странах располагают (на начало 1970): США (около 2000 М), Италия (свыше 1200), (около 1000), Великобритания (свыше 900), ФРГ (свыше 800).

  В России М имеют многовековую историю. В источниках 12—17 вв. содержатся многочисленные сведения о хранении исторических и художественных ценностей в соборах и монастырях во Владимире, Киеве, Новгороде. К 15—17 вв. относится формирование собрания Оружейной палаты и хранилища памятников Патриаршей ризницы в Москве. Известны также коллекции 16—17 вв., принадлежавшие Ивану , Б. Годунову, Ф. С. Милославскому, А. С. Матвееву, В. В. Голицыну. В 1719 открылся первый русский публичный МКунсткамера в Петербурге, в основе которой лежали коллекции Петра . С переходом Кунсткамеры в ведение Академии наук М превратился в крупное научное учреждение. В течение 2-й половины 18—19 вв. возникли первые местные М в Иркутске (1782), Барнауле (1827), Оренбурге (1831), Астрахани (1836); коллекции Артиллерийского исторического М (1756) и Эрмитажа (1764) в Петербурге; собрания, непосредственно связанные с производством (модель-камеры, натуральные кабинеты Вольного экономического общества, превратившиеся в начале 19 в. в М); создавались историко-археологические М в Николаеве (1806), Одессе (1825), Петербурге (Румянцевский М, 1831) и др.

  Особенно быстро музейная сеть росла с середины 19 в. М возникали при статистических комитетах, земствах, ученых архивных комиссиях, научных обществах, университетах. Развитие сельского хозяйства и промышленности вызвало появление Сельскохозяйственного музея в Петербурге (1859), Политехнического музея в Москве (1872), кустарных отделов в местных М Рост национального самосознания, развитие искусства, науки нашли отражение в создании Третьяковской галереи (1856), Российского исторического музея (1872), Русского музея (1898) и др. Всего к октябрю 1917 функционировало свыше 150 М (без войсковых, церковно-археологических). Многие музейные ценности находились в частных собраниях, малодоступных даже для ученых и специалистов. Ведомственная разобщенность, отсутствие единого музейного законодательства, разнобой в научно-методической области тормозили развитие музейного дела.

  М в СССР. Советское государство превратило М во всенародное достояние. Правительственными распоряжениями, декретами, постановлениями СНК РСФСР 1917—18 были национализированы крупнейшие частные М, установлен порядок охраны М и памятников, регистрации и принятия их на государственный учет, запрещен вывоз произведений искусства за рубеж (декрет от 19 сентября 1918). В ноябре 1917 в Наркомпросе РСФСР была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников, в мае 1918 — Музейный отдел (в 1921 вошел в состав Главнауки), в ведение которого перешли все М На местах были созданы губернские подотделы по делам М К научному руководству М были привлечены АН, Социалистическая академия материальной культуры. 3-й съезд Советов в январе 1918 принял постановление о развитии музейного дела в стране. В соответствии с ленинской концепцией культурной революции в постановлении подчеркивались значение сохранения культурного наследия, необходимость превратить культурные ценности "в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания". В программе, принятой на 8-м съезде РКП (б) в марте 1919, записано: "Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров". Создание единой государственной музейной сети сопровождалось быстрым ростом числа М, появлением М новых профилей, прежде всего историко-революционных. Уже в 1920 насчитывалось 394 М Только за 1918—1923 было создано более 250 М

  В 1941 в СССР действовал 991 государственный М Несмотря на огромный урон, нанесенный М в областях, временно оккупированных фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941—45, в послевоенные годы сеть М была не только восстановлена, но и расширена. Особенно показателен рост сети М в союзных республиках, где до Октябрьской Революции 1917 имелись единичные М либо вообще их не было (в Грузинской ССР было 3 М, в 1972 — 75 М; в Армянской ССР был 1 М, в 1972 — 34 М; в Узбекской ССР было 3 М, в 1972 — 28 М; в Азербайджанской ССР не было М, в 1972 — 38 М и т. д.). В 1972 (на конец года) функционировали 1190 государственных М и тысячи школьных и народных музеев, созданных и работающих на общественных началах. В числе государственных М 511 краеведческих, 199 историко-революционных и исторических, 171 искусствоведческий, 36 естественнонаучных, 242 мемориальных. Все материалы музейного значения входят в состав Музейного фонда СССР.

  Министерства культуры, в ведении которых находится большинство государственных М, определяют общие принципы развития М Вопросы теории и основы научной методики деятельности М разрабатываются методическими центрами при министерствах культуры союзных республик, головных М и Отделе музееведения НИИ культуры Министерства культуры РСФСР. Советские М ведут большую исследовательскую и воспитательную работу: комплектуют и изучают коллекции, создают научную документацию, обеспечивают режим хранения и реставрацию музейных предметов, издают монографии, каталоги, путеводители, публикации первоисточников; основной формой пропаганды научных знаний являются экспозиции, создаваемые на базе марксистско-ленинской методологии и научной методики, разрабатываемой советским музееведением. В соответствии с постановлением ЦК КПСС "О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся" (май 1964) советские М активно осуществляют научно-просветительскую образовательную деятельность в разнообразных формах. Важнейшей формой работы с посетителями М является проведение экскурсий. В 1972 только в государственных М страны число посещений составило свыше 115 млн. (в 1913 — 5 млн.).

  Обширна и разнообразна музейная сеть в др. социалистических странах, причем бурный рост М характерен именно для эпохи строительства социализма и отражает общий подъем культуры, стремление народной государственной власти к всемерному использованию научных и культурных богатств для осуществления культурной революции. Так, по данным конца 60 — начала 70-х гг., в ГДР насчитывалось 552 М, в ЧССР — 416, в ПНР — 335, в НРБ — 146, в ВНР — 185, в СРР — 293, в СФРЮ — 302 М

  Развивающиеся страны Азии и Африки, освободившиеся от колониальной зависимости, создают национальную музейную сеть, призванную содействовать охране научных и культурно-исторических ценностей, развитию национального самосознания, культуры и образования народа.

  В начале 70-х гг. в мире насчитывалось свыше 12 тыс. музеев. М мира объединяются международными организациями. В составе ЮНЕСКО имеется Международный совет музеев (ИКОМ). В совет входят национальные комитеты музеев, в том числе Советский комитет. О крупнейших М см. отдельные статьи, сведения о М содержатся также в статьях о странах, советских союзных и автономных республиках, автономных областях и национальных округах, краях и областях, столицах и др. административных центрах.

  Лит.: История музейного дела в СССР, (в. 1), "Труды НИ института музееведения", 1957, в. 1; Очерки истории музейного дела в России, в. 2—3, М, 1960—61; Вопросы истории музейного дела в СССР, в. 4, "Труды НИ института музееведения" 1962, в. 7; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 5 "Труды НИ института музееведения", 1963; в. 9; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 6—7, М, 1968—71; Основы советского музееведения, М, 1955; Роль музеев в коммунистическом воспитании трудящихся, М. 1966; Список государственный музеев СССР М 1969; Handbuch der Museen und wissenschaftlichen Sammlungen in der DDR, hrsg. von Н. A. Knorr, Halle/Saale, 1963; Lorentz St., Przewodnik po muzeach i zbiorach w Polsce, Warsz., 1971; Museums and galleries in Great Britain and Northern Ireland, L., 1960—68; Poisson G., Les museés de France, (2 éd.), .,1965; Handbook of American museums, Wash., 1932; "Museum", UNESCO, ., 1948—.

  А. М Разгон.

  Архитектура музеев. Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи 17—18 вв. (например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764—67, архитектор Ж. Б. М Валлен-Деламот; см. илл.) и кунсткамеры (например, Кунсткамера в Петербурге, 1718—34, архитектор Г. И. Маттарнови и др.; см. илл.). Особый тип музейного здания сложился в 19 в. (Старый музей в Берлине, 1824—28, архитектор К. Ф. Шинкель; см. илл.). Как и во дворцах, часто приспособлявшихся для М (Лувр; см. илл.), в этих зданиях залы обычно располагались либо анфиладой, либо вокруг 1—2 внутренних дворов. Со 2-й половины 19 в. М обычно строили как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотеки, аудитории и т. д.; фасадам придавался парадный облик в классицистическом или национальном стиле, а интерьеры нередко отделывались в стиле экспонируемых предметов. С середины 20 в. объемно-планировочные решения зданий М стали чаще и более органично связываться со спецификой коллекций, национальными традициями и климатическими условиями, градостроительной ситуацией. Например, музей В. Лембрука в Дуйсбурге (1964, архитектор М Лембрук) состоит из 2 зданий, ограничивающих дворик для экспозиции скульптуры на открытом воздухе: в одном из зданий — экспозиция произведений скульптора В. Лембрука, в другом — помещение для периодических выставок скульптуры 20 в.; новое здание Исторического музея в Ганновере (1967, архитектор Д. Эстерлен) включает руины средневековой крепости, его малая этажность и уступчатый план подчинены пространственному построению средневековой улицы. Общая черта архитектуры современных М — гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений и их последующего расширения. Преобладают М с расположенным в центре здания многосветным залом, объединяющим этажи экспозиции (филиал Центрального музея В. И. Ленина в Ташкенте, 1970, архитекторы Е. Г. Розанов, В. Н. Шестопалов и др., инженер В. П. Кричевский и др.). Планировка новых зданий М нередко представляет возможность как последовательного ознакомления со всей экспозицией, так и выборочного осмотра отдельных разделов (Антропологический музей в Мехико, 1965, архитекторы П. Родригес Васкес, Р. Михарес). Часто создаются пространственные эффекты, активизирующие восприятие коллекций; разнообразятся методы группировки и выделения экспонатов с помощью выгородок, смещения этажей, контрастного сочетания пространств, различных по конфигурации, высоте и освещенности. Важную роль в визуально-пространственной организации экспозиционных помещений современных М играют комбинированные системы естественного и искусственного освещения. Современный мемориальный М нередко является сложным комплексом, состоящим из собственно мемориальной зоны, где природное окружение становится активным формообразующим фактором, и здания для размещения экспозиции, архитектурные формы которого образно раскрывают ее основную идею и содержание (например, мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе, 1961—67, архитектор — О. Н. Закаменный и др., скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис). Распространен и др. тип: на территории мемориальной зоны или вблизи от нее возводится нейтральное по архитектуре здание (павильон) с экспозиционными помещениями (памятник-музей В. И. Ленина "Шалаш" около поселка Разлив, близ Ленинграда: гранитный памятник-шалаш, 1927, архитектор А. И. Гегелло; см. илл.; павильон-музей — гранит, мрамор, стекло, 1964, архитектор В. Д. Кирхоглани и др.). В так называемых музеях под открытым небом связь памятников архитектуры с природным окружением — основополагающий принцип. Для их размещения выбираются участки, наиболее отвечающие представлению о характерном национальном пейзаже. Пространственная композиция территории М не только преследует цель этнографически точного воспроизведения традиций для того или иного народа приемов планировки деревень, жилых усадеб, культовых, оборонительных и др. сооружений, но и предусматривает возможность отдыха посетителей; экспозиционными помещениями служат обычно сами памятники архитектуры (Латвийский этнографический музей под открытым небом близ Риги; Музей-заповедник народного деревянного зодчества и этнографии Карельской АССР на острове Кижи).

  Лит.: Новые музеи (Обзор) М, 1973(Центр научно-технической информации по гражданскому строительству и архитектуре. Серия "Общественные здания"); Brawne М, Neue Museen, Stuttg., 1969.

  В. И. Ревякин



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.08.2017 01:34:31


23:53 Умер советник министра здравоохранения России Игорь Ланской
23:21 Власти Югры заявили о стабильной обстановке после атаки в Сургуте
22:19 «Рубин» забил «Анжи» шесть безответных мячей
20:34 Президент Турции посоветовал главе МИД Германии знать свое место
19:25 Собянин назвал «гениальной» идею перенести столицу России за Урал
00:51 Французского пожарного обвинили в семи умышленных поджогах