|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Мочалов Павел Степанович | Мочалов (далее М) Павел Степанович (3(15).11.1800, Москва, - 16(28).3.1848, там же), русский актер. Готовился к сцене под руководством отца - видного актера московской драматической труппы, в прошлом крепостного актера - С. Ф. Ма. После дебюта в роли Полиника ("Эдип в Афинах" Озерова) был принят в 1817 на московскую императорскую сцену (с 1824 - Малый театр). Начав деятельность в годы бурного подъема национального самосознания и культуры, в период формирования эстетики декабристского романтизма, М. придал воспринятым им освободительным настроениям ярко демократический, стихийно бунтарский характер. Уже в начале деятельности, выступая в произведениях П. Корнеля (Гораций - "Гораций"), Вольтера (Танкред - "Танкред"), М. не только разрушал стилистику классицистской трагедии, но и вносил в трактовку своих ролей трагизм нового, романтического типа. Драмы В. А. Озерова (Фингал - "Фингал"; Димитрий Донской - "Димитрий Донской") были для М. переходным звеном к романтическому репертуару. Не проявляя особого внимания к соблюдению исторического колорита, поискам характерности или декоративной импозантности образа, М. захватывал зрителя страстной силой и глубиной чувств, богатством и контрастом их неожиданных переходов. Среди ролей М. в мелодраме и романтической драме: Юлий ("Железная маска" Цшокке), Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа), Кин ("Кин, или Гений и беспутство" Дюма-отца), Бидерман ("Смерть или Честь" Полевого) и др. Художник огромной творческой активности, М. нередко в корне переосмысливал свои роли. Так, в его исполнении Мейнау (мелодрама "Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу, 1826) вырастал в фигуру байроновского масштаба. Бунт человека свободных взглядов против общества, основанного на корыстолюбии и насилии, с особенной яркостью проявился у М. в таких ролях шиллеровского репертуара, как Карл Моор ("Разбойники", 1828) и Фердинанд ("Коварство и любовь", 1829). Важнейшее место в творчестве М. занимали роли в трагедиях Шекспира: Отелло ("Отелло", 1837), Лир ("Король Лир", 1839), Ричард ("Ричард ", 1839), Ромео ("Ромео и Джульетта", 1841). Крупнейшим созданием М. был образ Гамлета ("Гамлет" Шекспира, 1837). В обстановке реакции 1830-х гг. драма Гамлета была для М. драмой сильной и одинокой личности, гибнущей вследствие осознания огромного разрыва между гуманистическими требованиями и реальной действительностью. Выступление М. стало выдающимся художественным событием, вызвавшим появление известной статьи В. Г. Белинского "“Гамлет”, драма Шекспира. М в роли Гамлета" (1838). М. проявлял постоянный интерес к современной русской литературе, особенно к драме и лирике (он сам писал стихи). Обладая глубоким поэтическим чувством, особым мастерством произнесения стихотворного текста, М. исполнял роли Керим-Гирея и Алеко в инсценировках (А. А. Шаховского) поэм А. С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан" и "Цыгане". Он создал драматическую композицию по стихотворению Пушкина "Черная шаль" (с музыкой А. Н. Верстовского), с которой выступал в концертах. Одна из наиболее значительных ролей М. - Чацкий ("Горе от ума" Грибоедова, 1831), в трактовке которой он отразил драму своего поколения, оживил образ вольнолюбивого героя декабристской поры. Вокруг творчества М. велась ожесточенная идейно-эстетическая борьба, связанная с демократизацией русской сцены и ее национальным самоопределением. М. способствовал утверждению в театре непосредственности актерского переживания, острого ощущения связи художника со своей эпохой, с ее передовыми идеалами и драматическими противоречиями. Горячим поклонником и пропагандистом искусства М. был В. Г. Белинский, его талант высоко ценили Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский. А. И. Герцен писал: "Щепкин и М, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжении тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России" (Собрание соч., т. 17, 1959, с. 268-69). К. С. Станиславский видел в М. одного из гениев мирового театра.
Лит.: Соболев Ю. В., Павел М, М., 1937; Белинский В. Г., О драме и театре, М. - Л., 1948; Павел Степанович М. (Сборник), М., 1953; Дмитриев Ю., М - актер-романтик, М., 1961.
Т. М. Родина.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.11.2024 20:24:11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|