Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мо-цзы

Мо-цзы (далее М) Мо Ди (479-400 до н. э.), древнекитайский философ и политический деятель, основатель школы моистов. Возможно, был сановником в царстве Сун. М-ц. и его последователи отражали интересы свободных низших слоев китайского общества - земледельцев, ремесленников, торговцев. Моисты вели идейную борьбу против конфуцианства, обосновывавшего незыблемость господства наследственной аристократии. Взгляды М-ц. и его учеников собраны в книге "М", которая в завершенном виде сложилась к концу 3 - началу 2 вв. до н. э. Центральной идеей учения М-ц. и его учеников является призыв добиваться установления отношений между всеми людьми на принципах "всеобщей любви и взаимной выгоды". Этот тезис моистов, в противовес конфуцианским принципам разделения общества на "простолюдинов" и "благородных мужей", "правящих" и "управляемых", представлял собой попытку своеобразного этического обоснования идеи равенства людей и отражал стремление привлечь к участию в политической жизни государства широкие слои населения. Из тезиса о "всеобщей любви и взаимной выгоде" вытекают все остальные принципы учения М-ц.: "почитание мудрости", "почитание единства", "против нападений", "за экономию в расходах" и т. д. Для обоснования принципа "всеобщей любви" и придания ему значения космического закона М-ц. прибегал к использованию традиционных китайских верований в небо и духов, но это не мешало ему выступать против конфуцианских взглядов о существовании "небесной судьбы". Впервые в китайской философии М-ц. выдвинул категорию причины (гу), принципы классификации (лэй) и три критерия оценки истинности знаний (соответствие тому, что видели, слышали люди; соответствие пользе людей; соответствие свидетельствам древних книг). Поздние моисты углубили классификацию знаний по их источнику и характеру и разработали довольно цельную для своего времени систему категорий логики.

  Источники: М сянь гу, в кн.: Чжуцзы цзи-чэн (Собрание произведений древних мыслителей), т. 4, Пекин, 1957; М, в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, М, 1972; Мо Tzu. Basic writings, transl. by В. Watson, . ., 1963.

  Лит.: Титаренко М Л., М и ранние моисты о процессе познания, "Вопросы философии", 1964, №11; его же, Социально-политические идеи М и школы моцзя раннего периода, "Научные доклады высшей школы, философские науки", 1965, № 6; Ян Хин-Шун, Теория познания моистов, "Вопросы философии", 1956, №1; HoIth ., Micius, Shanghai, 1935.

  М Л. Титаренко.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.11.2017 21:00:58


20:30 Саакашвили припугнул украинские власти «часом икс»
20:01 Журналистку РЕН ТВ побили во время съемок в Москве
19:29 Московских гаишников обвинили в попытке задушить пешехода
19:10 Желание ФИФА поискать допинг в российском футболе назвали истерией
18:08 Иранцы устроили набег на заправку под Киевом
17:07 Скользящий параллельно земле судья сломал физику и пользователей соцсетей