Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мохой-Надь Ласло

Мохой-Надь (далее М) (Moholy-Nagy) Ласло (20.7.1895, Бачборшод, Боршод, - 24.11.1946, Чикаго, США), венгерский скульптор, дизайнер, мастер фотоискусства. Работал в основном в (1920-1933), куда эмигрировал после подавления Советской власти в Венгрии, и в США (с 1937). Испытал влияние К. С. Малевича, Л. М. Лисицкого, Н. Габо. В конце 10-х - начале 20-х гг. выполнял графические листы в духе супрематизма ("На белом фоне", 1923, Музей Вальраф-Рихарц, Кельн) и абстрактные пространственные композиции ("Пластика в 1922). В 1923-28 был профессором "Баухауза", вел подготовительный курс, посвященный общим принципам пластического формообразования. Деятельность М.-Н. как теоретика и практика фотографии во многом повлияла на дальнейшее развитие фотоискусства. В 20-е гг. создал ряд политически острых фотомонтажей (например, "Милитаризм") и лаконично экспрессивных, метких портретов (например, В. В. Маяковского). В конце 20-х гг. М.-Н. подошел к основной теме своего последующего творчества - исследованию выразительных возможностей света в прозрачных и полупрозрачных пространственных конструкциях (помещенных в боксе с программно изменяющимся освещением). Работы М.-Н. этого периода нашли практическое применение в ряде областей дизайна, в световой рекламе. В 1928 М.-Н. вместе с В. Гропиусом оставил "Баухауз". После прихода нацистов к власти покинул В 1937 основал так называемый Новый "Баухауз" в Чикаго.

  Соч.: Живопись или фотография, (пер. с нем.), М., 1929; Malerei, Photographie, Film, Münch., 1925 (Bauhausbücher, Bd 8); Von Material zur Architektur, Münch., 1929 (Bauhausbücher, Bd 14); Vision in motion, Chi., 1956.

  Лит.: Moholy-Nagy ., Laszlo Moholy-Nagy, . ., 1950.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.11.2024 20:37:06