Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Моторные масла

Моторные масла (далее М) группа масел, используемых для смазывания двигателей внутреннего сгорания (поршневых и реактивных); относятся к разряду смазочных масел (см. Масла нефтяные). Практически все М являются продуктами переработки нефти и только некоторые сорта авиационных масел - синтетические масла. Все М, за исключением некоторых авиационных, содержат моющие, противоизносные и антиокислительные присадки. Северные, зимние и всесезонные М, получаемые на маловязких основах, содержат также вязкостные загущающие присадки и депрессаторы, понижающие температуру застывания масел.

  В зависимости от назначения М подразделяются на автомобильные (автолы, для карбюраторных двигателей), дизельные и авиационные. Первые два класса, включающие автотракторные, тепловозные и судовые масла, в свою очередь, подразделяются (ГОСТ 17479-72) на 11 групп по вязкости (при 100°) и на 9 групп по уровню эксплуатационных свойств.

  В зависимости от конструктивных особенностей двигателя, времени года и района эксплуатации (север, юг) выбирается необходимая вязкость масла (6, 8, 10, 12, 14, 16 или 20 сст при 100°) и температура застывания (от - 15 до - 42°), а в зависимости от степени форсировки двигателя - группа масла по уровню качества (см. табл.). Повышение качества М групп от А до Е (условное обозначение) достигается в основном повышением концентрации присадок и в некоторых случаях - изменением качества базового масла. Физико- свойства масел соответствующих классов и групп должны удовлетворять техническим условиям; эксплуатационные качества определяют испытаниями на одноцилиндровых установках и развернутых двигателях.

  Авиационные М применяются для поршневых, турбореактивных и турбовинтовых двигателей. Всего существует около 20 сортов и марок авиационных масел, от самых легких дистиллятных (с вязкостью 3-4 сст при 100°) до тяжелых остаточных (с вязкостью 22 сст при 100°). Требования к качеству авиационных масел особенно высокие. Практически все масла для реактивной авиации содержат комплексы присадок и имеют сравнительно узкий фракционный состав, низкую температуру застывания (от -55 до -60°), высокую стабильность, малую вспениваемость и хорошую прокачиваемость по циркуляционной системе двигателя.

  В связи с развитием сверхзвуковой авиации и повышением требований к термостойкости и низкотемпературным свойствам смазочных масел широкое применение получили синтетические масла. Их производство базируется на использовании сложных органических эфиров и спиртов, и соединений, глубокой переработке некоторых нефтяных фракций и других видов сырья. Применение таких масел позволяет расширить температурный диапазон их использования от -60 до + 250°С (для лучших сортов нефтяных масел этот интервал находится в пределах от -40 до + 150°С). Синтетические масла находят также применение в некоторых наземных газотурбинных и других двигателях.

Группы автомобильных и дизельных масел для двигателей разного типа (по ГОСТу 17479-72)

Группа масел

Тип двигателей

А

Нефорсированные карбюраторные и дизельные

Б

Б1

Maлофорсированные карбюраторные

Б2

Maлофорсированные дизельные

В

В1
Cpeднефорсированные карбюраторные<

В2

Среднефорсированные дизельные

Г

Г1

Высокофорсированные карбюраторные

Г2

ысокофорсированные дизельные

Д

Высокофорсированные дизельные, работающие в тяжелых условиях

Е

Малооборотные дизельные, работающие на тяжелом топливе с содержанием серы до 3,5%


  Лит.: Нефтепродукты. Масла, смазки и присадки, М., 1970; Товарные нефтепродукты, их свойства и применение. Справочник, под ред. Н. Г. Пучкова, М., 1971; Калайтан Е. Н., Смазочные масла для реактивных двигателей, М., 1968; Гольдберг Д. О., Крейн С. Э., Смазочные масла из нефтей восточных месторождений, М., 1972.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 17.04.2024 00:57:06