|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Мосты военные | Мосты военные (далее М) сооружения, служащие для переправы войск, боевой техники и транспорта через какое-либо препятствие (водную преграду, овраг, дорогу и т. п.) при передвижении их по дорогам и колонным путям на поле боя. М бывают автодорожными, пешеходными и совмещенными, позволяющими одновременный пропуск автотранспорта и ж.-д. составов; возводятся силами инженерных, дорожных и войск из табельных средств, возимых войсками, или из местных материалов. Для М важное значение имеет транспортабельность мостовых конструкций, позволяющая инженерным частям сопровождать войска и своевременно выдвигаться к преодолеваемым водным преградам, а также быстрота их возведения минимальными силами, приспособленность мостовых средств и конструкций к использованию на разнообразных по характеру преградах, минимальная разрушаемость от средств поражения, простота ремонта в полевых условиях. По типу опор различают М наплавные, на жестких опорах, комбинированные.
Наплавные М могут быть в виде моста-ленты (рис.), собираемого из металлических понтонов, барж, и на отдельных плавучих опорах (понтонах, баржах, плашкоутах, лодках и др.). Они позволяют возвести мостовой переход в короткие сроки, независимо от характера грунта и рельефа дна при глубине воды более 1 м. М на жестких опорах (деревянных, металлических, свайных и рамных) делятся на низководные, высоководные и подводные. Низководные М (рис.) имеют небольшие пролеты (4—6 м, редко 10—12 м), допускают, как правило, одностороннее движение транспорта и рассчитаны на непродолжительный срок эксплуатации; возвышаются над горизонтом воды на 0,5—1 м. Высоководные М (рис.) имеют пролеты до 30 м и более, обеспечивают, как правило, двусторонний проезд автомобильного и односторонний проезд ж.-д. транспорта, рассчитаны на продолжительный срок эксплуатации, позволяют пропускать под мостом ледоход, паводок, речные суда. Разборные М на жестких опорах многократно используются в качестве тыловых мостов через водные преграды. Подводные М имеют верх проезжей части ниже горизонта воды на 30—50 см, что обеспечивает повышенную живучесть при воздействии противника и затрудняет обнаружение моста средствами разведки. Комбинированные М возводятся на реках, имеющих большую глубину и ширину, в них сочетаются жесткие и плавучие опоры. Механизированные мосты (рис.) используются для преодоления войсками узких препятствий и водных преград на поле боя и при движении войсковых колонн, возводятся с помощью мостоукладчиков.
М появились уже в армиях древних государств. Наиболее ранними были наплавные мосты на легких лодках, которые перевозились войсками (например, в Ассирии, Древнем Египте, Древней Греции). В 480 до н. э. во время греко-персидских войн персидская армия переправлялась через Дарданеллы по 2 наплавным мостам, собранным на гребных судах; длина каждого около 1200 м. В римской армии сооружались военные мосты на свайных опорах (например, через Рейн в 1 в. до н. э.). В средние века искусство мостостроения в Европе пришло в упадок и начало развиваться только с 14 в. В русской армии в 15—17 вв. неоднократно сооружались наплавные мосты через Волхов, Днепр, Дон и др. В начале 17 в. в нидерландской армии было введено мостовое имущество — понтонные парки (см. Понтонный парк), которые затем распространились в др. европейских армиях (в России в начале 18 в.). Дальнейшим шагом в развитии М стало возведение мостов из заранее заготовленных элементов (например, наплавной мост из плотов длиной около 1000 м через Северную бухту в Севастополе во время Крымской войны 1853—56). С развитием дорог стали строить военные ж.-д. мосты. В 1860-х гг. в России был изготовлен разборный металлический ж.-д. мост; в и др. странах такие мосты появились в 70-х гг. Во время 1-й мировой войны 1914—18 в английской армии были созданы мосты для танков, с помощью которых они преодолевали препятствия на поле боя. В 1930-х гг. в СССР и др. странах получили развитие наплавные мосты из понтонных парков с цельнометаллическими понтонами и стальными прогонами повышенной прочности и большой грузоподъемности, которые перевозились на специальных автомобилях. В ходе Великой Отечественной войны 1941—45 советские войска широко использовали низководные мосты, отличавшиеся простотой конструкции и составившие 85% общей протяженности всех построенных мостов, а также наплавные мосты грузоподъемностью до 60 т (выше грузоподъемности наплавных мостов армий капиталистических стран). На широких реках (Днепр, Неман, Днестр, Висла, Одер и др.) возводились комбинированные или высоководные мосты, рассчитанные на длительную эксплуатацию. В послевоенные годы в вооруженных силах различных государств получили развитие мостовые и мостостроительные средства, предназначенные для возведения М в короткие сроки. Значительный прогресс в этой области — создание в Советских Вооруженных Силах понтонно-мостового парка, в котором пролетное строение и опоры объединены в единую конструкцию — мост-ленту. Большое развитие получили механизированные мосты (танковые и мосты сопровождения войсковых колонн).
М. А. Козлов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:29:28
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|