Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Москва - третий Рим

"Москва - третий Рим" (далее М) политическая теория 16 в. в России, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория "М. - т. Р.", изложенная в характерной для средневекового мышления религиозной форме, утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению создателей этой теории, из-за уклонения от "истинной веры", является Московская Русь - "третий Рим" ("Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти"). Начав складываться в середине 15 в., теория "М. - т. Р." была сформулирована в начале 16 в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию Ивановичу.

  Теория "М. - т. Р." была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татаро-монгольского ига и утверждения независимости Русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить свое влияние на русские земли; в 16-17 вв. в славянских странах Балканского полуострова теория "М. - т. Р." служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнетом. Вместе с тем теория "М. - т. Р." содержала и реакционные черты - "богоизбранности" и национальной исключительности.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.11.2024 21:17:34