Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Морской транспорт

Морской транспорт (далее М) вид транспортной сферы материального производства; осуществляет перевозки грузов и пассажиров судами. М широко применяется для международных и внутренних (каботажных) перевозок (см. Каботаж).

  История развития М восходит примерно к 6—4-му тыс. до н. э., когда у человека появилась необходимость в изучении и освоении морей. Первые морские суда были гребными, имевшими в качестве движителя весла. Около 3 тыс. лет до н. э. был изобретен парус, ставший на многие столетия главным движителем судов. С 3 в. до н. э. по 5 в. н. э. большие размеры приобретает морская торговля средиземноморских стран с и Китаем.

  Племена, населявшие территорию СССР, стали ходить водным путем из Балтийского в Черное море. К 9 в. восточные славяне освоили водные пути по Черному и Каспийскому морям, поморские славяне совершали рейсы в Англию, а южные — по Средиземному морю. В начале 17 в. русские моряки начали исследовать и осваивать побережье Северного Ледовитого океана, а в середине того же века — побережье Охотского и других дальневосточных морей. Особенно быстро развивался М в России в конце 17 и начале 18 вв. в связи с преобразованиями Петра . Оживилась торговля с Западом через Архангельск; с основанием Петербурга (1703) центр торговли переместился на Балтийское море. Начало развиваться торговое мореплавание и на Черном море, где были сооружены важные порты — Херсон (1778), Севастополь (1784), Одесса (1794). В 19 в. появились пароходы, вытеснившие парусные суда. В начале 20 в. построены первые в мире теплоходы, сначала речные ("Вандал", 1903, и др.), а потом и морские ("Дело", 1908, и др.); транспортные суда специализировались для перевозки руды, леса, скоропортящихся грузов, нефти и т. д. Однако в целом М дореволюционной России был слабо развит. Каботажных перевозок было мало, экспортно-импортные перевозки осуществлялись главным образом на иностранных судах. В 1913 торговый флот составлял около 1 млн. регистровых т, удельный вес его в общем мировом тоннаже составлял около 2%. Перегрузочные работы в портах производились большей частью ручным способом.

  М совершенствуется вместе с ростом промышленного производства, расширением международной торговли. Развитие техники М опирается на достижения всех отраслей промышленности, особенно энергетической и машиностроительной. Паровая машина позволила создать первые самоходные суда с механическим двигателем — пароходы, двигатель внутреннего сгорания — теплоходы, реактор — Современные морские суда — сложные инженерные сооружения, грузоподъемность отдельных из них достигает 500 тыс. т, а мощность главной энергетической установки превышает 73,6 Мвт (100 тыс. л. с.); суда оснащаются сложными электрорадионавигационными приборами и комплексами автоматического контроля и регулирования, включающими ЭВМ (см. Судно).

  М играет важную роль во внутренних и особенно внешнеторговых перевозках. На его долю приходится свыше 80% международного грузооборота (1973). В 1950—71 международные морские перевозки возросли с 550 млн. т в 1950 до 2707 млн. т в 1971. Более половины их объема занимают наливные грузы (главным образом сырая нефть). Значительно увеличивается дальность перевозок. Так, в 1960 средняя дальность перевозки нефти была 3000 м. миль (5550 км), а в 1970 — 4950 (9150 км). Это отражает не только неравномерность размещения природных ресурсов и обрабатывающей промышленности, но и коренные изменения в международном разделении труда, вызванные бурным развитием экономики социалистических стран и крахом колониальной системы, что повлекло за собой изменения в размерах и направлениях грузопотоков. Все это создает объективные предпосылки высоких темпов роста торгового флота. В 1950 М мира насчитывал 30852 судна (общая валовая вместимость 84,6 млн. т), а на 1 июля 1972 имелось уже 57391 судно (268,3 млн. т; см. табл. 1), в том числе 6462 танкера вместимостью 188,5 млн. т.

  Суда М подразделяются на пассажирские, сухогрузные, наливные (танкеры) и служебно-вспомогательные. В течение 60-х гг. появились новые типы сухогрузных судов, среди которых различают универсальные и специализированные. Универсальные суда используются для перевозки тарно-штучных (генеральных), лесных и отчасти навалочных грузов. Они имеют большое раскрытие палуб (до 0,7—0,8 ширины судна), что улучшает условия их погрузки-выгрузки. Внутренние обводы изготовляют близкими к прямоугольным, чтобы перевозить в них крупнотоннажные контейнеры. Иногда в таких судах оборудуют рефрижераторные трюмы для перевозки небольших количеств скоропортящихся грузов, а также помещения (танки) — для наливных грузов. Из специализированных судов наиболее распространены балкеры (предназначены для перевозки навалочных грузов) с кормовым расположением машинного отделения, с большими люками и устройствами, обеспечивающими безопасную перевозку и быструю погрузку-выгрузку. Средний дедвейт балкеров увеличился в 1972 почти в 2 раза по сравнению с 1950 и достиг 38 тыс. т, а максимальный — 170 тыс. т, средняя скорость около 15 м. миль/ч (27,8 км/ч). Особое место занимают танкеры. За 1950—72 их средний размер увеличился в 17 раз. Самый большой в мире (1973) танкер — "Глобтик Токио", дедвейтом 477 тыс. т, длиной 379 м, шириной 62 м, главный двигатель — паровая турбина мощностью 33 Мвт или 45 тыс. л. с., скорость хода 15 м. миль/ч (27,8 км/ч). Стремление повысить эффективность использования танкеров и балкеров привело к созданию комбинированных судов, т. н. ОБО (англ. oil-bulk-ore — нефть-навалочные-руда), которые в одном направлении перевозят нефть или нефтепродукты, а в обратном — руду или др. навалочные грузы (зерно, и др.), в результате чего сокращаются или вообще исключаются балластные переходы. Балкерный флот (включая ОБО) на 1 июля 1972 состоял из 3048 судов общим тоннажем 106,9 млн. регистровых т.

  Созданы высокоэффективные системы перевозок — контейнеровозные, лихтеровозные, барже-буксирные и т. д. На 1 июля 1972 в мире эксплуатировалось 312 контейнеровозов общей вместимостью около 200 тыс. 20-футовых стандартных () контейнеров, а также 89 полуконтейнеровозов общей вместимостью 19 тыс. контейнеров. Дедвейт отдельных судов этого типа уже достиг 30 тыс. т, скорость хода 19—24 м. миль/ч (35,2—44,4 км/ч). Строятся контейнеровозы вместимостью до 2—3 тыс. контейнеров и скоростью 27—33 м. миль/ч (50—61 км/ч). Со 2-й половины 60-х гг. появились суда с горизонтальным способом погрузки-выгрузки типа - (англ. Roll-on, Roll-off). На 1 июля 1972 в М их было свыше 200, дедвейтом 1000—20300 т, со скоростью 12—25 м. миль/ч (22,2—46,2 км/ч). Лихтеровозы предназначены для перевозки грузов на лихтерах (баржах) весом 500—1000 т с перегрузкой их на рейде собственными средствами, что позволяет увеличить производительность грузовых работ по сравнению с обычным универсальным судном в 5—10 раз, уменьшить капиталовложения. Наиболее эффективным считался (1972) лихтеровоз типа "Seabee", на нем грузится или выгружается до 2480 т/ч, а на современном контейнеровозе — 600 т/ч. С 1960 значительно возросли перевозки М сжиженного газа. В 1972 эксплуатировалось 329 танкеров-газовозов общей вместимостью 1,96 млн. м3.

  К М относятся также многочисленные и разнообразные по типам и конструкции суда служебно-вспомогательного и технического флота, используемые для буксировочных, аварийно-спасательных, дноуглубительных, ледокольных и др. работ, связанных с обеспечением судоходства. В этой категории судов особое место занимают ледоколы. Крупнейшим в мире ледокольным флотом располагает СССР. Самый мощный ледокол и первый в мире — "Ленин" (1959) с эффективной мощностью на валах 32,3 Мвт (44 тыс. л. с.). В СССР строится (1974) новый "Арктика" с эффективной мощностью 55 Мвт (75 тыс. л. с.). Ледокольный флот имеют также Канада, Швеция, Финляндия, Дания и США.

  М включает: порты — транспортные узлы, где происходит перевалка грузов с одного вида транспорта на другой и осуществляется обслуживание флота; судоремонтные предприятия, оснащенные судоподъемными средствами (доки, слипы, эллинги); устройства связи, сигнализации и др. На 1 января 1973 насчитывалось свыше 7000 морских портов, в том числе более 500 с грузооборотом свыше 1 млн. т в год. Общий объем грузов, погруженных и выгруженных в портах мира, увеличился с 3350 млн. т в 1965 до 5349 млн. т в 1971, в том числе в портах промышленно развитых капиталистических стран — соответственно с 1835 до 2894 млн. т, развивающихся стран — с 1339 до 2193 млн. т, социалистических стран — со 176 до 262 млн. т.

  Табл. 1. — Мировой торговый флот (суда валовой вместимостью 100 регистровых т и более) 1

Страны

1950

1955

1972

количество

тыс, регистровых, т

количество

тыс, регистровых, т

количество

тыс, регистровых, т

в том числе

пароходы

теплоходы

количество

тыс, регистровых, т

количество

тыс, регистровых, т

Всего в мире

30852

84583

32492

100568

57391

268340

6799

94974

50592

173366

В том числе:





















Либерия

22

246

436

3997

2234

44444

740

23529

1494

20915

Япония

1499

1871

1770

3735

9433

34929

193

8642

9240

26287

Великобритания

6060

18219

5632

19357

3700

28625

650

14228

3050

14397

Норвегия

2202

5456

2351

7249

2826

23507

102

4295

2724

19212

СССР

967

2125

1158

2506

67932

162912

653

2502

6140

13789

Греция

386

1349

350

1245

2241

15328

292

3923

1949

11405
США<
4953

27513

4537

26423

3687

15024

1298

13762

2389

1262

ФРГ

1106

460

1885

2644

2546

8516

79

1662

2467

6854

Италия

1059

2580

1149

3911

1684

8187

246

2757

1438

5430

Панама

573

3361

555

3923

1337

7793

273

3915

1064

3878


1234

3207

1220

3922

1390

7420

75

2941

1315

4479

Швеция

1271

2048

1217

2807

875

5632

57

1432

818

4200

Нидерланды

1530

3109

1716

3696

1452

4972

76

1704

1376

3268

Испания

1145

1190

1225

1383

2313

4300

365

685

1948

3615

Дания

718

1269

680

1652

1331

4020

26

1390

1305

2630

Индия

177

420

221

570

412

2650

114

313

298

2337

Канада

1156

1931

1095

1521

1235

2381

153

1006

1082

1375

Кипр









394

2015

54

341

340

1674

Польша

118

199

147

316

617

2013

95

163

522

1850

Бразилия

328

698

396

893

444

1884

102

429

342

1455


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.10.2017 00:53:08


23:57 На сайте Порошенко появилась петиция о депортации Саакашвили в Грузию
23:26 Президента Молдавии лишили права назначить министра обороны
22:57 Бразильский школьник расстрелял называвших его вонючкой одноклассников
22:52 Португальский клуб отказался от не расстающегося с телефоном чемпиона мира
21:58 Высокопоставленный тыловик столичного главка МВД задержан за злоупотребления
00:43 Бывший нападающий сборной Италии связался с мафией и получил срок