Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мораль

Мораль (далее М) (лат. moralis - нравственный, от mos, множественное число mores - обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики. Содержание и характер деятельности людей в обществе обусловлены в конечном счете объективными социально-историческими условиями их бытия и законами общественного развития (см. Исторический материализм). Но способы непосредственной детерминации действий человека, в которых эти условия и законы преломляются, могут быть самыми различными. Одним из таких способов является нормативная регуляция, в которой потребности совместной жизни людей в обществе и необходимость согласования их массовидных действий фиксируются в общих правилах (нормах) поведения, предписаниях и оценках. М принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. М выделяется из первоначально нерасчлененной нормативной регуляции в особую сферу отношений уже в родовом обществе, проходит длительную историю формирования и развития в доклассовом и классовом обществе, где ее требования, принципы, идеалы и оценки приобретают в значительной мере классовый характер и смысл, хотя наряду с этим сохраняются и общечеловеческие моральные нормы, связанные с общими для всех эпох условиями человеческого общежития. М достигает высшего развития в социалистическом и коммунистическом обществе, где она становится единой в рамках этого общества и впоследствии всецело общечеловеческой нравственностью.

  М регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни - в труде, в быту, в политике и науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы М имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определенные общественные устои, строй жизни и формы общения (или, напротив, требуют их изменения) в самой общей форме, в отличие от более детализированных, традиционно-обычных, ритуально-этикетных, организационно-административных и технических норм. В силу обобщенности моральных принципов нравственность отражает более глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, выражает его сущностные потребности.

  Если в праве и организационных регуляциях предписания формулируются, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности (как и обычая) формируются в самой практике массового поведения, в процессе взаимного общения людей и являются отображением жизненно-практического и исторического опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воле. Мные нормы осуществляются практически и воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Выполнение требований М может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет того или иного лица в М не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным, т. е. обусловленным его моральными же качествами (сила примера) и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования в том или ином случае. Вообще в М нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования.

  В отличие же от простых обычаев, нормы М не только поддерживаются силой устоявшегося и общепринятого порядка, властью привычки и совокупного давления окружающих и их мнения на индивида, но получают идейное выражение и обоснование в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Последние, отражаясь в общественном мнении, вместе с тем являют собой нечто более устойчивое, исторически стабильное и систематическое. М отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности ("назначения", "смысла", "цели") общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены М с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни (что и находит выражение в воззрениях прогрессивного класса или, напротив, консервативных социальных групп). Вообще же, в М, в отличие от обычая, должное и фактически принятое совпадают далеко не всегда и не полностью. В классово антагонистическом обществе нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполнялись целиком, безоговорочно, во всех случаях без исключения. Требования их полного и последовательного исполнения (например, неприкосновенности жизни человека, честности, уважения чужих прав, гуманности) поддерживались обычно теми, кто испытывал на себе бремя угнетения, социальной несправедливости или же сочувствовал положению эксплуатируемых и неравноправных слоев общества. Вырабатывающееся на этой основе нравственно-критическое отношение к господствующему строю является одним из важных моментов оппозиционного, а затем и революционного сознания трудящихся классов.

  Роль сознания в сфере моральной регуляции выражается также в том, что нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально-духовный характер; она выступает в форме не действенно-материальных мер общественного воздаяния (наград или наказаний), а оценки, которую человек должен сам осознать, принять внутренне и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. При этом имеет значение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но соответствие оценки общим принципам, нормам и понятиям добра и зла. По этой же причине в М громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), которое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения в рамках коллектива или группы. В этом смысле К. Маркс говорил о том, что "...мораль зиждется на автономии человеческого духа..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 13). В М оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции особую роль обретает личное воспитание, т. е. формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля (отсюда же такие понятия М, как совесть, чувство личного достоинства и чести).

  Мные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. В отдельно взятом случае практический результат действия может быть различным, зависящим и от случайных обстоятельств; в общесоциальном же масштабе, в суммарном итоге выполнение моральной нормы отвечает той или иной общественной потребности, отображенной в обобщенном виде данной нормой. Поэтому форма выражения нравственной нормы - не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а императивное требование, долженствование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей. В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определенных частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного исторического опыта многих поколений; поэтому с точки зрения этих норм могут оцениваться как особенные цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения.

  Нравственность имеет несколько основных исторических форм соответственно основным общественным формациям. Доклассовая М характеризуется относительной простотой, неполной отвлеченностью от архаических обычаев, неразвитостью общих принципов и связана с не вполне еще самостоятельным положением индивида в общинно-родовом обществе. "Племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе... Люди этой эпохи... не оторвались еще... от пуповины первобытной общности" (Энгельс Ф., там же, т. 21, с. 99). Равенство индивидов предполагается само собой, но именно поэтому оно еще не выступает в качестве особого требования уважения равных прав каждой личности. Требование справедливости относилось ко всем членам коллектива и предусматривало различные права и обязанности индивида перед родовым целым. В этот период формировались простейшие моральные требования к человеку как члену рода, производителю и воину (уважение к обычаям рода, выносливость, смелость, почитание старших, чувство равенства в дележе добычи), тогда как многие формы личных взаимоотношений в брачно-семейных и других сферах регулировались в основном еще иными способами (обычаями, ритуалами и церемониалами, религиозно-мифическими представлениями).

  В доклассовом и раннеклассовом обществе впервые осознается неполное соответствие и даже противоположность требований М общепринятой практике обычного поведения. Наступившая эпоха социального неравенства, частнособственнических интересов и конкуренции индивидов, классового угнетения и неравноправного положения трудящихся способствует формированию в широких массах сознания несправедливости существующих порядков, деградации нравов по сравнению с прошлым, "...которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем, старого родового общества" (там же). Эти мотивы нравственного осуждения пороков существующего общества и устремления к полному осуществлению основных требований М красной нитью проходят через всю историю классовой борьбы и являются одной из сторон формирования революционной М угнетенных классов, принимая всякий раз особую форму.

  Каждая из господствовавших систем нравственности также обладает своими особенностями. В М античного общества производительный труд не выступал как дело, достойное свободного человека. Раб обычно исключался из сферы действия М и считался, с одной стороны, существом, к которому нельзя предъявлять никаких требований добродетели, а с другой - объектом отношения, не подпадавшим под критерии нравственности. В феодальном обществе, напротив, труд выступает уже как обязанность человека (крепостного, свободного крестьянина или ремесленника), получая одновременно и религиозную санкцию. В рыцарско-феодальном сословии добродетелями считались в основном лишь воинские доблести, чувство дворянской чести. В европейско-феодальном обществе христианская мораль, наиболее общий синтез и санкция данного строя, по характеристике Энгельса (см. там же, т. 7, с. 361), делала особый упор на смирении, укрощении плоти и "гордыни" в противовес культу разума, воли или чувственности человека в античности. Раннехристианская заповедь "любви к ближнему" в средневековье раннего и среднего периодов почти не затрагивала обычных межчеловеческих отношений (массовое сознание рыцарского и крестьянских сословий в основном остается еще языческим); в позднее же средневековье эта заповедь приобрела отвлеченно-религиозный смысл служения людям (милости, сострадания) как "сынам бога", что не касалось существа господствующих отношений между классами. Укреплению существующих порядков служит характерное для феодализма разграничение обязанностей и добродетелей привилегированных и угнетаемых слоев населения.

  Нарождающаяся буржуазная М выступила с признанием равенства всех людей (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 106-07), но лишь в качестве "равенства возможностей" для индивидов как потенциальных свободных предпринимателей. По существу это означало равенство лишь частных собственников. В борьбе с феодально-христианской М буржуазная М первоначально выступила под знаком "разумного эгоизма" и "взаимного использования", т. е. основывалась на той иллюзии, что любой человек, добиваясь только собственных "разумных" целей, тем самым способствует благу других и общества в целом. В классическом буржуазном представлении М в целом сводилась к способу достижения индивидом жизненного успеха и счастья. Особенно это характерно для М эпохи первоначального накопления, где принципом добродетели считался аскетизм усердия и скопидомства и откладывание на будущее наслаждений и наград. Впоследствии этот принцип воздержания проповедовался рабочему классу как путь обретения жизненного благополучия. Однако для рабочего, по словам Ф. Энгельса, "...честность, трудолюбие, бережливость и все прочие добродетели, рекомендуемые ему мудрой буржуазией...", вовсе не являются гарантией того, что они "...действительно приведут его к счастью" (там же, т. 2, с. 265). В рамках буржуазной М находят, конечно, выражение и некоторые общечеловеческие нравственные нормы, но они толкуются, как правило, ограниченно, применительно к условиям господства капиталистических отношений, и практикуются лишь до тех пор, пока не вступают в противоречие с классовыми интересами буржуазии. Действительное состояние нравов буржуазии и особенно тех ее групп, которые связаны с большим бизнесом и государственной политикой, всегда было весьма далеко от требований общечеловеческой нравственности и противоречило даже тем принципам, которые исповедовались буржуазным моральным сознанием. Это противоречие особенно характерно для эпохи монополистического капитализма и политики империализма, когда в государственных масштабах совершаются преступления против других народов, процветают коррупция и взаимное попустительство в рамках экономических, политических корпораций. Для буржуазного сознания типичны непримиримые конфликты между требованиями морали и политики, правилами практического благоразумия, жизненного успеха и соображениями честности, гуманности и справедливости.

  В противовес буржуазии, рабочий класс уже в капиталистическом обществе вырабатывает свою М, поскольку осознает свою особую историческую миссию и противоположность господствующему строю. Так возникла революционно-пролетарская М, основными требованиями которой являются уничтожение эксплуатации и социального неравенства, всеобщая обязательность труда, солидарность трудящихся в борьбе с капиталом. Эта М "...подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата...", по словам В. И. Ленина (Полное собрание соч., 5 изд., т. 41, с. 309); в борьбе за свои права "...рабочий класс поднимается вместе с тем и морально..." (там же, т. 21, с. 319), проявляет, по выражению Ф. Энгельса, "...свои самые привлекательные, самые благородные, самые человечные черты" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 438). Эта М становится затем краеугольным камнем социалистической и коммунистической нравственности, которые концентрируют в себе в наиболее полном выражении и все нормы общечеловеческой М По мере утверждения социалистических отношений новая М становится регулятором повседневных взаимоотношений между людьми, постепенно проникая во все сферы общественной жизни и формируя сознание, быт и нравы миллионов людей. Для коммунистической нравственности характерны последовательное осуществление принципа равенства и сотрудничества между людьми и народами, коллективизм, уважение к человеку во всех сферах его общественных и личных проявлений на основе того принципа, что "...свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 4, с. 447). Поскольку коммунистическая М чуждо рассмотрение общества и индивидуальной жизни как внешних средств одного по отношению к другому, а то и другое выступают в нерасторжимом единстве, постольку для нее неприемлемы характерные для буржуазной М жертвы одним нравственным принципом ради другого (например, жертва честностью ради выгоды, достижение целей одних ценой ущемления интересов других, компромиссы политики и совести). Она является высшей формой гуманизма.

  В социалистическом обществе проблема нравственного воспитания масс и личности, борьбы с аморализмом, строительства общественных отношений во всех сферах на основе нравственных начал стала одной из важнейших. Содержащийся в Программе КПСС моральный кодекс строителя коммунизма формулирует важнейшие общие принципы коммунистической нравственности. Отвечая коренным интересам человека, коммунистическая нравственность в своем действительном осуществлении опирается на собственную сознательность людей, враждебна всякому формализму и догматизму, предполагает глубокую убежденность каждого в справедливости и гуманности исповедуемых им принципов.

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., О коммунистической нравственности. (Сб.), 3 изд., М, 1965; Аристотель, Этика, СПБ, 1908; Гегель Г. В. Ф., Философия права, Соч., т. 7, М - Л., 1934; Спиноза Б., Этика, Избр. произв., т. 1, М, 1957; Локк Дж., Мысли о воспитании. О воспитании разума, в его кн.: Педагогические сочинения, М, 1939; Гольбах П. А., Основы всеобщей морали, или Катехизис природы, Избр. произв., т. 2, М, 1963; Кант И., Основы метафизики нравственности. Критика практического разума, Соч., т. 4, ч. 1, М, 1965; Соловьев В. С., Оправдание добра, М, 1899; Кон И. С., М коммунистическая и мораль буржуазная, М, 1960; Шишкин А. Ф., Основы марксистской этики, М, 1961; Бек Г., О марксистской этике и социалистической морали, пер. с нем., М, 1962; Иванов В. Г., Рыбакова Н. В., Очерки марксистско-ленинской этики, Л., 1963; Шварцман К. А., Этика... без морали, М, 1964; Дробницкий О. Г., Природа морального сознания, "Вопросы философии", 1968, № 2; его же, Структура морального сознания, там же, 1972, № 2, 6; Дробницкий О. Г., Кузьмина Т. А., Критика современных буржуазных этических концепций, М, 1967; Селзам Г., Марксизм и мораль, пер. с англ., М, 1962; Архангельский Л. М, Лекции по марксистской этике, ч, 1, Свердловск, 1969; Титаренко А. И., Нравственный прогресс, (М), 1969; его же, М и политика, М, 1969; Хайкин Я. З., Структура и взаимодействие моральной и правовой систем, М, 1972; Бандзеладзе Г., Этика, 2 изд., Тб., 1970; Мная регуляция и личность. Сб. ст., М, 1972; The definition of morality, ed. G. Wallace and A. D. М Walker, L., (1970). см. также лит. при ст. Этика.

  О. Г. Дробницкий.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2021 18:01:19
17:41 Теннисист Рублев проиграл в финале турнира в Монте-Карло
16:54 США предупредили Россию о последствиях в случае смерти Навального в тюрьме
17:40 В Молдавии Партия социалистов потребовала отставки президента
17:33 «Арсенал» на 97-й минуте ушел от поражения в лондонском дерби
17:31 Зюганову припомнили отдых в кремлевском санатории после выборов 1996 года
17:15 Мясников задумался о необходимости более опасной эпидемии для «прочищения мозгов»
17:12 Песков рассказал о возможном участии Путина в климатическом саммите
16:54 США предупредили Россию о последствиях в случае смерти Навального в тюрьме
16:31 Захарова анонсировала ответные меры на высылку дипломатов из Чехии
Больше новостей
СегодняПутешествия «Это выглядит как насмешка над людьми»Истории россиян, которые лишились путевок в Турцию и не знают, как вернуться в Россию
СегодняКультура «Росходилася с ним 17 раз, а на 18-й раз розошлися навсигда»История неграмотной крестьянки в СССР, которая решила, что о ее невероятной жизни нужно снять фильм
17 апреля 2021Спорт «Победить нас практически невозможно»Российские фигуристы разгромили США и Японию и впервые в истории выиграли командный чемпионат мира
16:01 Захарова заявила о попытке перекрыть информацию о госперевороте в Минске
16:22 В МИД указали на американский след в высылке российских дипломатов из Чехии
16:11 В России задумали обязать банки давать возможность ограничения онлайн-оплаты
СегодняБывший СССР Послужил ОтечествуКак офицер НКВД помог гитлеровцам устроить геноцид евреев в Латвии
17 апреля 2021Силовые структуры «Убийца с мутными глазами»Даниловский маньяк годами держал в страхе российский город. Почему его так и не смогли поймать?
16:16 Харитонов одержал победу в поединке на голых кулаках
15:43 Диетологи назвали опасные для употребления на голодный желудок продукты
15:30 Макгрегора проверили на допинг дважды за неделю
Сегодня Крыша поехалаПьяные роботы, битое стекло и кривые стены: как выглядят проекты самого эпатажного архитектора мира
17 апреля 2021Силовые структуры ФСБ задержала консула Украины в ПетербургеДипломат пытался получить секретную информацию. Его поймали с поличным
15:48 В Белоруссии заявили о дежурстве круглыми сутками иностранных войск у границ
15:23 Шеф-дизайнер Lada-Dacia уйдет к конкурентам, не успев приступить к работе
15:22 Представлен большой электрический кроссовер Volkswagen ID.6
16 апреля 2021Культура Тиму Белорусских приговорили к двум годам «домашней химии»У популярного певца нашли гашиш и амфетамин. Он признался, что употребляет наркотики с 16 лет
16 апреля 2021Мир «Ситуация может выйти из-под контроля»США ввели новые санкции против России. Чем грозит миру конфликт двух сверхдержав?
15:34 Ответ Путина на звонок Байдена сравнили с сицилианской защитой в шахматах
14:19 Спецслужбы Чехии заявили о нахождении Петрова и Боширова на месте взрыва склада
15:20 Внешность электрической Audi A6 раскрыли до премьеры
17 апреля 2021Культура Куш побольшеСтэйтем, реки крови и библия для уголовников: каким вышел новый фильм Гая Ричи «Гнев человеческий»
13 апреля 2021Культура «Я просто очень люблю свою страну»Данила Козловский о своем фильме «Чернобыль», хейтерах и соперничестве с сериалом HBO
15:21 Brabus показал первый тюнинг-кит для нового Mercedes-Benz S-Class
14:10 В России создали первую в мире систему «воздушного минирования» против БЛА
14:52 Бывший боец UFC высказался о нокауте от блогера
16 апреля 2021Из жизни «Он никогда никому не доставлял проблем»Как бездомный унаследовал миллионы долларов, но так и не узнал об этом и умер под мостом
16 апреля 2021 Нищий райРауль Кастро уходит из политики. Как он и его брат Фидель изменили Кубу?
15:18 Путина пытались отговорить от опасных хобби
13:22 Назначена дата проведения президентских выборов в Сирии
15:05 В Госдуме оценили способность задержанных устроить госпереворот в Белоруссии
17 апреля 2021 Самая быстрая Kia — новый Stinger GTВидео: изучаем Kia Stinger GT с V6, который быстрее Porsche Panamera
16 апреля 2021Мир Россия ввела санкции против СШАЧерный список американских чиновников и высылка дипломатов — чем Москва ответила Вашингтону
13:17 Лыжник врезался головой в дерево и погиб
14:59 МИД России выразил протест Чехии из-за высылки дипломатов
12:40 Женщина записала самоубийство мужа на камеру
14 апреля 2021Путешествия «Весь мир отрезан от России сейчас»Турцию официально закрыли для россиян. Что делать с купленными турами и куда теперь лететь отдыхать?
16 апреля 2021Россия «Он будет ждать, когда иммунитет ослабнет»Пандемия коронавируса приведет к вспышке туберкулеза. Почему Россия в зоне особого риска?
14:29 Песков объяснил любовь Путина к Сибири
12:40 Елизавета II оставила подписанное детским прозвищем письмо на гробу супруга
14:12 Чеченцы и курды устроили перестрелку в Бельгии
15 апреля 2021Силовые структуры «Даже в 90-е бандиты себе такого не позволяли»В Москве впервые за восемь лет убили вора в законе. Почему его называли агентом спецслужб?
16 апреля 2021Бывший СССР «Нам некуда отступать»Глава ДНР Денис Пушилин — об угрозе большой войны в Донбассе и защите русских на Украине
12:05 ФСБ раскрыла детали готовившегося в Белоруссии военного переворота
14:01 Россиянам пообещали возвращение холодов и снега
11:54 В «Спартаке» задумались о возвращении Карпина
15 апреля 2021Культура Оказался наш отецСтарость не радость: как фильм о деменции с Энтони Хопкинсом получил шесть номинаций на «Оскар»
13:29 В России «оживили» первую боевую космическую станцию времен СССР
11:25 Стены посольства России в Праге облили кетчупом
12:53 Вице-премьер Чехии собирался в Москву несмотря на обвинения в адрес России
11:00 Тихановская сочла провокацией сообщения о попытке госпереворота в Белоруссии
12:50 Глава ГИБДД Петропавловска-Камчатского провалился под лед и утонул
10:50 Познер назвал Пушкина нерусским писателем
09:37 Звезда YouTube нокаутировал бывшего бойца UFC
12:32 Бывшего бойца UFC заподозрили в сдаче боя звезде YouTube
12:11 Двукратная олимпийская чемпионка пожаловалась на низкие пенсии в России
08:14 Китай сравнил США с «притворяющимся спящим» человеком
11:52 В Совфеде призвали ввести санкции против Чехии
07:32 Польше предрекли проблемы из-за конфликта на Украине
11:30 Доктор Мясников предупредил об опасности российских курортов
07:04 Экономист назвал срок открытия у рубля «второго дыхания»
06:56 Умер сооснователь компании Adobe Чарльз Гешке
11:27 Шарапова отказалась сотрудничать с Тиньковым
10:21 В сети появился видеообзор турнира UFC Vegas 24
06:53 В Якутии при сходе лавины на автодороге погиб человек
08:28 Львовский журналист рассказал о нежелающих воевать украинцах
05:22 США и Китай согласились сотрудничать друг с другом ради климата
06:30 Врач назвал опасные для самостоятельного приема лекарства
05:07 Врач назвал самую вредную для волос прическу
04:29 Подсчитано число нарушителей масочного режима в московском транспорте
05:19 На Украине воззвали к исторической ответственности Берлина ради включения в НАТО
02:00 Названа опасность воды в бутылках
06:19 Чернокожая медсестра усомнилась в цвете кожи Камалы Харрис и решила ее убить
03:19 МАГАТЭ подтвердило обогащение урана до 60 процентов в Иране
05:59 «Роскосмос» выбрал место посадки пилотируемого корабля после полетов к Луне
02:46 «Роскосмос» захотел создать людей со сверхспособностями для дальнего космоса
04:10 В США засомневались в резонности санкций против России
01:48 Вице-премьер Чехии раскрыл последствие обвинений в адрес российских спецслужб
01:15 В Совфеде дали Госдепу США совет по поводу ответа на российские контрсанкции
00:37 Захарова упрекнула власти Украины в безразличии к собственным гражданам
00:16 В Чехии сравнили обвинения в адрес российских спецслужб с военным нападением