Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мопед

Мопед (далее М) (от мо(тоцикл) и (велоси)пед), название двухколесного транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания с рабочим объемом до 49,8 см3 и педальным цепным приводом заднего колеса. В СССР легкие М оборудованы двигателем с рабочим объемом 45 см3, мощностью 0,88-1,1 квт (1,2-1,5 л. с.) без коробки передач, развивают скорость до 40 км/ч. Обычные М снабжены одноцилиндровым двухтактным двигателем с рабочим объемом 49,8 см3, мощностью 1,62-1,84 квт (2,2-2,5 л. с.), с двухступенчатой коробкой передач, развивают скорость до 50 км/ч. Перемена передач осуществляется рукояткой, расположенной на левом конце руля. Педали служат для пуска двигателя, торможения и упора ног при движении. В М часто применяются автоматическая бесступенчатая клиноременная силовая передача (см. Бесступенчатая передача) и электронная система зажигания. За рубежом появились М с электрическим аккумуляторным двигателем.

  Техническая характеристика мопедов, выпускаемых в СССР

Показатели

Модель

"Рига-7"

"Рига-12",

"Верховина-4"

Модель двигателя

Д-6

Ш-57

Максимальная мощность двигателя, квт (л. с.)

при об/мин.

0,88(1,2)

4500

1,62(2,2)

5300

Максимальная скорость ,км/ч

40

50

Масса, кг

36

52


  Массовое производство М началось в конце 1940-х гг. и продолжает увеличиваться. В СССР М (табл.) производят заводы в Риге и Львове (в 1972-340 тыс. шт.).

  Лит.: Гришин Е. М, Янсон З. Я., Мы. Устройство и эксплуатация, М, 1966.

  С. Ю. Иваницкий, Б. В. Синельников.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 13:21:29