|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Монтаж (в кино) | Монтаж (далее М) в кино, творческий и одновременно технический процесс в создании фильма, особая форма художественного мышления, интерпретация снятого киноматериала путем отбора, сочетания отдельных кусков изображения, или т. н. монтажных кадров (см. Кадр). М (в кино) связан с драматургической или тематической структурой фильма, определяется его сценарием или съемочным планом, а в документальном кино иногда самим ходом события, снятого средствами кинорепортажа. Включенные в кинокартину кадры объединяются в большие и малые группы, монтажные фразы и целые эпизоды, составляя композицию кинопроизведения, между кадрами устанавливаются смысловые, изобразительные, масштабно-пространственные, динамические и звуковые соотношения. Выразительность и эмоциональная окраска М (в кино) зависят от характера действия, игры актеров; его назначение - найти определенный темпоритм чередования кадров и в соответствии с режиссерским замыслом расставить акценты. Особенно важную роль в становлении и развитии монтажной формы сыграли в 1900-е гг. режиссер А. Смит (Великобритания) и Э. Портер (США), в период расцвета "немого" кино в 1920-е гг. - Т. Инс, Д. У. Гриффит (США), А. Ганс ( советские режиссеры С. М (в кино) Эйзенштейн, Л. В. Кулешов, В. И. Пудовкин, Д. Вертов. Введение звука в кино в большой степени изменило и расширило выразительные возможности М (в кино), вызвало появление новых технических приемов. Уже в первые годы звукового кино были созданы фильмы, в которых использовались эти новые возможности М (в кино) В киноискусстве 60 - начала 70-х гг. основными формами являются: расчлененный М (в кино) - разделение действия, ансамбля мизансцены на отдельные кадры-фрагменты, снятые с разных точек; М (в кино) на движении, переходящем из кадра в кадр; М (в кино), подчиненный содержанию диалога или авторского текста; параллельный М (в кино) - чередование-сопоставление нескольких действий, происходящих одновременно в разных местах; тематический М (в кино) - по принципу смыслового обобщения или перечисления сходных фактов и явлений; М (в кино), в котором реальное действие сочетается с воображаемыми, субъективными образами (воспоминания, сны и другое); внутрикадровый М (в кино) - изменение объектов съемки, их "крупностей" внутри одного куска действия, снятого движущимся киноаппаратом. Мная стилистика фильма находится в большой зависимости от его жанра, творческих устремлений режиссера, избирающего ту или иную форму М (в кино) Мное видение стало новой эстетической категорией, одним из характерных свойств киноискусства 1-й половины 20 в. Приемами кинематографического М (в кино) пользуется телевидение, его влияние проявляется в некоторых произведениях художественной литературы, в области изобразительных искусств, в полиграфин, в экспозиции выставок.
Как технический процесс М (в кино) производится на киностудиях в специальных цехах, связанных в своей работе с цехом обработки кинопленки и звукоцехом. В монтажных цехах установлены монтажные столы и приборы - моталки для перемотки кинопленки, прессы для склейки, синхронизаторы, метромеры и др. Обычно при монтажном цехе есть небольшие кинопроекционные залы, где просматривают части фильмов на разных стадиях их готовности, отбирают дубли эпизодов, проверяют синхронность изображения и звука и т. п. М (в кино) проводится группой специалистов по сценарию или плану фильма и указаниям режиссера.
М (в кино) проходит ряд последовательных этапов. Полученный материал - кинопленка с позитивным изображением эпизодов и лента с фонограммой - подготавливается к просмотру: склеиваются и маркируются куски кинопленки, синхронизируются изображение и звук. Из отобранных дублей эпизодов составляются сцены и сюжеты. Куски кинопленки с эпизодами обычно неоднократно переставляются и подрезаются, т. к. монтажер стремится найти наиболее точные и выразительные их сочетания. Для ускорения работы над фильмом М (в кино) проводится иногда параллельно со съемкой последующих эпизодов.
После окончания съемок все ранее смонтированные эпизоды просматриваются в их сюжетной последовательности, вставляются заглавные и другие надписи (титры), иногда производится досъемка необходимых сцен. М (в кино) заканчивается перезаписью фонограмм звуковых компонентов фильма, размещенных на 3-5 лентах, на одну общую ленту. После этого кинофильм приобретает форму т. н. рабочего экземпляра на двух пленках (одна с изображением, другая с фонограммой). Его передают в цех обработки кинопленки, где по нему изготавливают негатив и печатают контрольный позитив, в котором изображение и фонограмма совмещены на одной пленке.
Такие же стадии М (в кино) проходят и телевизионные фильмы (см. Кинотелевизионная техника). Однако в телевидении распространена особая форма М (в кино) во время прямых, непосредственных передач в эфир с места событий, без предварительной фиксации изображений на кинопленку. В этих случаях передача ведется на пульт телецентра одновременно с разных точек съемки и режиссер передачи, следя за изображениями на экранах видеоконтрольных устройств, выбирает наиболее важные фрагменты событий для трансляции телезрителям. Применение видеомагнитофонов в кинотелевизионной технике позволило усовершенствовать М (в кино) и сделать его более оперативным.
Лит.: Кулешов Л. В., Искусство кино, (М (в кино)), 1929; его же, Основы кинорежиссуры, (М (в кино)), 1941; его же, Кадр и монтаж, М (в кино), 1961; Пудовкин В. И., Избр. статьи, М (в кино), 1955; Эйзенштейн С. М (в кино), Избр. статьи, М (в кино), 1956; его же, Избр. произведения, т. 2, М (в кино), 1964; Коноплев Б., Производство кинофильмов, М (в кино), 1962; Вертов Д., Статьи, дневники, замыслы, (М (в кино), 1966); Рейсц К., Техника киномонтажа, пер. с англ., (М (в кино), 960); Фелонов Л., М как художественная форма, М (в кино), 1966.
Л. Б. Фелонов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:19:08
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|