Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Монорельсовая дорога

Монорельсовая дорога (далее М) транспортная система, в которой вагоны с пассажирами или вагонетки с грузом перемещаются по установленной на эстакаде или отдельных опорах балке — монорельсу. В России первая грузовая М с конной тягой была построена в начале 19 в. под Москвой механиком И. К. Эльмановым. В конце 19 в. в Гатчине был построен опытный участок электрифицированной М электротехником И. В. Романовым. Однако широкого распространения в России М не получили. За рубежом одной из старейших является функционирующая М в г. Вупперталь ( построенная в 1902. С 1957 по 1970 в США, Японии, ФРГ, Швейцарии, Канаде, Италии построено около 30 М (в основном для экспериментальных целей или действующие на выставках). В СССР разрабатываются проекты М (систем "Альвег" и "Сафеже") для пассажирских перевозок в крупных промышленных центрах, создан проект М в Киеве для участка Гидропарк — мост им. Патона (протяженностью 1,8 км), разрабатывается проект для г. Рустави протяженностью 19,4 км.

  Различают М навесные — вагоны опираются на ходовую тележку, расположенную над путевой балкой (рис.), и подвесные — вагоны подвешены к ходовой тележке и перемещаются под монорельсом. Наиболее распространены навесные М системы "Альвег", разработанные в ФРГ, например действующая М в Токио к аэропорту Ханеда протяженностью 15 км (Япония). Разновидности подвесных М: системы "Скайвей", созданные в США, с открытой конструкцией путей и несимметричной подвеской вагонов, и системы "Сафеже", разработанные во с закрытыми путями внутри полой несущей балки и симметричным подвешиванием вагонов. М благодаря способности развивать относительно высокие скорости, безопасности движения, возможности сообщения по кратчайшему расстоянию, независимости пути от ландшафта и условий планировки, сравнительно малой металлоемкости и высокой энергетической экономичности, возможности полной автоматизации являются прогрессивным видом промышленного, городского и пригородного транспорта.

  Ходовые тележки вагонов пассажирских М имеют электрический привод, пневматические ходовые, пневматические или обрезиненные направляющие колеса, что обеспечивает бесшумность хода. Вместимость вагонов от 60 до 120 чел. Для междугородного сообщения перспективно строительство М, по которым возможно движение на воздушной подушке со скоростями от 150 до 500 км/ч (например, в Японии проектируется подобная дорога между Токио и Осакой, 1973).

  Грузовые М применяют на промышленных предприятиях как средство цехового и межцехового транспорта, а также для межзаводских связей (см. Промышленный транспорт). Вагонетки оборудуются специальными платформами, саморазгружающимися кузовами, захватами, подъемными механизмами. Грузоподъемность вагонеток 0,5—2 т (реже 5 т), скорость перемещения обычно 2—4 км/ч. Применение грузовых М наиболее эффективно при циклических режимах работы на расстояния до 1,5 км.

 

  Лит.: Орлова Н. Н., Монорельсовые дороги. Отечественная и иностранная литература за 1960—1966 гг., М., 1967; Михайлов А. С., Монорельсовые дороги и возможности их применения в городском и пригородном сообщении, М., 1971.

  Е. И. Файнштейн.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 11:38:43