|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Монастыри | Монастыри (далее М) (от греч. monastērion - келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские М) или монахинь (женские М), принимающие единые правила жизни (устав).
Древнейшие М возникли в буддизме в середине 1-го тыс. до н. э. в Индии. Сначала это были общины (сангхи) бродячих отшельников, собиравшихся в убежищах (часто в пещерах); в эти общины принимались все, независимо от общественного положения, за исключением рабов, должников и царских слуг. Постепенно характер общин (разбогатевших в значительной мере благодаря дарениям царей, знати) изменился: первоначально обязательный принцип нищенства стал фикцией, М из убежища от мирской суеты превратились в идеологическую опору существующего строя. Вслед за буддийские М появились в Бирме и Таиланде (2-3 вв. н. э.), Вьетнаме и Китае (4 в.), Корее и Японии (6-8 вв.), Индонезии (7 в.). Буддийские М стали крупными феодальными землевладельцами, активно участвовавшими в политической жизни государства. В дальнейшем в связи с усилением индуизма в Индии, конфуцианства и синтоизма в Японии, конфуцианства в Китае влияние и число буддийских М в этих странах сильно сократилось (в Индии с 6-7 вв., в Китае с 9 в., Японии с 16 в., Юго-Восточной Азии с 12-14 вв.). Большую роль М играли в Тибете, Монголии и других районах Центральной Азии, где буддизм распространился в форме ламаизма.
Христианские М возникли первоначально как поселения отшельников (в 3-4 вв. в Египте, где особенно активно действовал Антоний Великий), с 4 в. - как совместные поселения - киновийные (от греч. koinós bíos - общая жизнь), или общежительные М; первый такой М был основан в Тавенне (Египет) Пахомием. В 4-5 вв. М распространились в Палестине и Сирии, затем по всему Средиземноморью, а также в и Ирландии. Монастырская жизнь регламентировалась уставом: в византийских М преимущественно уставом Василия Великого (4 в.), позднее - уставом Студийского М в Константинополе (9 в.), в западно-европейских М в основном уставом Бенедикта Нурсийского, основателя М в Монтекассино (около 530, Италия), положившего начало ордену бенедиктинцев. Во главе католических М стояли аббаты (или аббатисы), в православных - игумены (или игуменьи). В экономическом отношении М представляли собой хозяйсвтенно самодовлеющие организмы. На самом раннем этапе развития М они создавались как коллективы подвижников, равных между собой, обязанных трудиться (все они должны были заниматься физическим трудом); идеологически первые М давали иллюзорный выход для социального протеста против существовавшего миропорядка. С развитием феодализма характер М изменился, внутри М произошло расслоение, монахи стали разделяться на ряд категорий - по своим функциям, социальному положению и связям, моральному авторитету. Западно-европейское монашество стало в значительной мере рекрутироваться из рядов феодалов, монастырская верхушка вливалась в господствовавший класс. В католических М физический труд монахов с 10 в. был запрещен, с 11 в. наиболее тяжелые работы в земледелии, скотоводстве были переложены на особых работников (конверзов) и на эксплуатируемое М крепостное крестьянство. М в процессе развития феодализма превращались (в первую очередь за счет крестьянских земель) в крупных феодальных землевладельцев. Земельные владения многих средневековых М достигали сотен тыс. га (например, в 9 в. французским М Сен-Жермен-де-Пре владел 430 тыс. га земли, Сен-Мартен - 810 тыс. га). На монастырских землях широкое распространение получила практика прекариев. Королевская власть содействовала укреплению католических М, предоставляя им административную, податную, судебную независимость (см. Иммунитет). Византийские М существенно отличались от западно-европейских: монахи могли распоряжаться имуществом, составлять завещания, жили по большей части келейно, а не общежительно; византийские М до 14 в. не стали крупными земельными собственниками, экономически были подконтрольны государственной власти. В 11-13 вв. наблюдался подъем монастырского хозяйства в Западной Европе. Используя труд множества зависимых крестьян, как лично свободных, так и работавших на барщине (например, в крупных М центральной Англии), М расширяли обрабатываемые площади, поднимая целину, расчищая леса, осушая болота. Большое число М представляло собой крупные хозяйства с развитыми земледелием и ремеслами. Расположенные на торговых путях, многие М рано начали втягиваться в товарно-денежные отношения, вели торговлю солью, вином, хлебом и др., становились центрами торгово-ростовщических сделок, своеобразными банками средневековья. С развитием товарно-денежных отношений М, включившиеся в светскую жизнь, подвергались "обмирщению", жизнь монахов утратила аскетический характер первоначальных общин (стали процветать разврат, обжорство, тунеядство). Укрепление католических М в 11-13 вв. в большой мере было связано с Клюнийской реформой, сторонники которой требовали в первую очередь восстановления сурового устава Бенедикта Нурсийского.
На базе католических М возникали монашеские ордена, ряд М объединялся в конгрегации. С образованием в 12-13 вв. (в условиях крестовых походов) духовно-рыцарских орденов возник новый тип католических М, предназначавшихся для поддержки крестоносцев; при М устраивались лазареты для раненых, пункты для обмена и выкупа пленных, убежища для паломников и т. и. Создание т. н. нищенствующих орденов в 1-й половине 13 в., в период обострения социально-политической борьбы в связи с ростом товарно-денежных отношений, обусловило появление католических М, тесно связанных с городом, в число их важнейших задач входила борьба с народно-еретическими движениями. Направлявшиеся из этих М в качестве миссионеров монахи нередко создавали в разных странах новые, "дочерние", М, зачастую становившиеся опорными пунктами военных захватов и колонизации (см. Миссионерство). М являлись оплотом папства в его борьбе за политическое господство в Европе (тем самым они препятствовали процессу централизации европейских государств).
Если в раннее средневековье, когда монополия на образование принадлежала церкви, М способствовали распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла (при М функционировали монастырские школы, мастерские письма), то по мере роста светской культуры и освобождения науки от теологических оков, они становятся главными центрами борьбы против научной мысли и передовых идей.
Сильное потрясение испытали католические М в эпоху Реформации, сопровождавшейся ликвидацией на территориях, где распространился протестантизм, монашества как особого института, закрытием М и секуляризацией их земельных владений (в Англии, скандинавских странах, Нидерландах, части Швейцарии, Шотландии, немецких протестантских княжествах). Новый подъем монастырского движения был связан с Контрреформацией, новые М со 2-й половины 16 в. ставили своей главной задачей подготовку церковных кадров для борьбы с протестантами. М, и прежде всего М иезуитов, служили орудием клерикализма в борьбе против прогрессивных сил. Большой удар по М был нанесен буржуазным революциями 18-19 вв. (особенно Великой французской революцией). Однако в связи с ростом революционного рабочего и демократического движения буржуазная реакция восстановила в ряде стран многие ранее упраздненные М С конца 19 в. число М стало расти, а их реакционная деятельность (борьба против рабочего демократического движения, социализма) приобрела широкий размах. В 20 в. некоторые протестантские церкви (англиканская, ряд евангелических церквей в США и др.), раньше решительно отвергавшие М, допустили их появление.
В исторической литературе нередко М называют обители мусульманских дервишей, а самих дервишей причисляют к монахам; но это утверждение неточно (см. в ст. Монашество).
В большинстве современных капиталистических стран М перестали играть роль самостоятельных хозяйственно-экономических единиц. Накопления, производимые в М, сосредоточиваются у монашеских орденов, которые пускают капиталы в оборот - вкладывают в банки, предприятия, торговлю, главным образом путем приобретения пакетов акций. Ликвидировано крупное землевладение М, их деятельность регулируется государственными установлениями, значительно сократилась численность их обитателей, некоторые М прекратили существование. В 60-70-х гг. 20 в. многие М оказались под воздействием процессов модернизации католической церкви. В соответствии с решениями 2-го Ватиканского собора 1962-65 М обязаны, особенно в районах миссионерства, считаться с местными традициями и обычаями.
Согласно официальным данным 1972, в мире насчитывается 25 тыс. мужских и 100 тыс. женских католических М (но в каждом из них, особенно в женских, число обитателей невелико: 10-20 чел.). Западно-европейские М являются активными проводниками политики клерикализма.
В СССР церковь отделена от государства; небольшое число существующих здесь православных М являются чисто религиозными организациями. В европейских социалистических странах М как крупные земельные собственники ликвидированы, были изданы постановления, ограничивающие земельные участки М: в Албании - 27 мая 1946, в Болгарии - 12 марта 1946, в Венгрии - 15 марта 1945, в Польше - в марте 1950, в Чехословакии - 14 и 18 октября 1949, в Югославии - в 1945. В Румынии (где крупное монастырское землевладение было ликвидировано еще во 2-й половине 19 в.) с.-х. имущество М, согласно закону об аграрной реформе (от 23 марта 1945), не подлежало отчуждению и оставалось за прежними собственниками. В ГДР (где монастырское землевладение в целом незначительно ввиду преобладания протестантизма) по аграрной реформе 1945 было признано целесообразным не проводить конфискации земельной собственности М
В социалистических государствах Азии М также перестали являться крупными землевладельцами. В МНР еще в декабре 1928 решением Великого народного хурала крупная феодальная собственность (в т. ч. монастырская) подлежала конфискации. В ДРВ по закону об аграрной реформе от 4 декабря 1953 земли М подлежали реквизиции или продаже в принудительном порядке. В КНДР закон от 5 марта 1946 запрещал монастырские владения свыше 5 чонбо (1 чонбо = 0,99 га). В КНР в соответствии с законом об аграрной реформе (июнь 1950) земли М подлежали реквизиции и распределению между безземельными и малоземельными крестьянами.
Г. Ф. Ильин, Б. Я. Рамм.
М в России появились в 11 в. в связи с принятием христианства. Они основывались вблизи городов князьями и боярами, жаловавшими им земли, ссужавшими деньгами и предоставлявшими им судебные и податные привилегии. М сыграли важную роль в укреплении и развитии феодальных отношений на Руси. В первые века после крещения Руси М были центрами распространения письменности, вели летописи, собирали библиотеки. В 11-12 вв. наибольшее значение приобрел Киево-Печерский М Наряду с крупными М (Киево-Печерским, Новгородским Юрьевым и др.) в 12-13 вв. распространение получили мелкие М, имевшие по 3-5 монахов-отшельников. Во 2-й половине 14 в. митрополит Алексей, Сергий и их ученики провели реформу М - монахи были переведены на общежительный устав. Роль М в экономической, политической и церковной жизни заметно возрастает. В 14-15 вв. возникли Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Спасо-Евфимиев и др. крупные М; в 16 в. на С., в Подвинье, - Антониево-Сийский М; в Поволжье, после завоевания Казани, центральные М основывают свои филиалы в целях христианизации местного населения. По подсчетам историка С. Б. Веселовского во 2-й половине 16 в. в России было не менее 200 М Они расширяли свои владения, осуществляли покупки и вымогали земли под видом вкладов, просили государственные пожалования, захватывали окрестные черносошные земли. На этой почве происходили острые столкновения М с крестьянами. М опутывали крестьян сетью долговых обязательств ("серебренечество"). В конце 15-16 вв. рост монастырского землевладения начал тревожить великокняжескую власть, испытывавшую затруднения в изыскании земель, удобных для испомещения служилого дворянства. В 1503 на церковном соборе был поставлен вопрос о ликвидации церковного и монастырского землевладения. В дальнейшем споры вокруг вопроса о допустимости М владеть населенными крестьянами селами развернулись между нестяжателями и иосифлянами. На Стоглавом соборе (1551) было решено ограничить приобретение земель монастырями. В 1572 правительство запретило производить земельные вклады в крупные М, а в 1581 на церковном соборе было принято решение о безусловном запрещении М приобретать земли. Вводя монастырскую запашку, увеличивая повинности, развивая ростовщическую деятельность, М усиливали эксплуатацию крестьян. Крестьянские волнения произошли в 1594-95 в вотчинах Иосифо-Волоколамского монастыря, где монастырские власти перевели крестьян с оброка на барщину и проводили принудительное кредитование под высокие проценты. Во время крестьянского восстания И. И. Болотникова (1606-07) М деятельно помогали правительству Василия Шуйского в подавлении крестьянского движения. Оправившись после экономической разрухи, нанесенной Крестьянской войной и иностранной интервенцией начала 17 в., М вновь стали к середине 17 в. серьезной экономической и политической силой. правительство Алексея Михайловича, идя навстречу пожеланиям дворянства и верхушки посада, Соборным уложением 1649 запретило М покупать и брать в заклад вотчины, был организован особый Монастырский приказ. Рост М сократился при Петре , который взял под контроль монастырские доходы, запретил М скупать земли. В 1764, в связи с ростом стихийных волнений монастырских крестьян, была произведена секуляризация монастырских земель, переданных в Коллегию экономии (в Курской и Воронежской губернии секуляризация была проведена в 1786-1788). Однако в 19 в. в царствования Александра и Николая М снова получили пахотные земли и угодья. Соловецкий, Спасо-Евфимиев и др. М использовались как места заключения лиц, обвиняемых в религиозном свободомыслии. На территории многонациональной Российской Империи имелись также буддийские и католические М
К 1917 в России насчитывалось 1025 православных М, в которых было около 100 тыс. монахов, монахинь и "послушников". М в 1910 владели 739 тыс. десятин земли в 50 губерниях Европейской России, они получали значительный денежный доход (Троице-Сергиева лавра - около 1,5 млн. руб. в год). М враждебно встретили Октябрьскую революцию 1917, в годы Гражданской войны 1918- 20 служили оплотом контрреволюции. Декретом Советского правительства от 20 января (2 февраля) 1918 церковь была отделена от государства, а имущество М объявлено народным достоянием. Земли М были розданы крестьянам, многие здания М отведены под школы, больницы, клубы и музеи. В СССР имеется несколько православных М с небольшим числом монахов. М являются чисто религиозными организациями.
В. И. Корецкий.
Архитектура М отразила многообразие их функций и их менявшуюся роль в общественной жизни. Во 2-й половине 1-го тыс. до н. э. в Индии появились буддийские М, распространившиеся в странах Южной и Восточной Азии. Пещерные М (главным образом на З. Индии - в Аджанте, 2 в. до н. э. - 7 в. н. э., Карли, 1 в. до н. э., Багхе, около 400-700) включали вырезанные в скале молитвенные залы (чайтья) со ступами, кельи, а позже монашеские общежития (вихара), трапезные, библиотеки; аналогичны пещерные М Китая (Цяньфодун близ Дуньхуана, 353-366). М из наземных построек, известные в Индии (Наланда, основан в 427), в Китае приобрели характер комплекса храмов, молитвенных, жилых и мемориальных пагод (Лингусы в Нанкине, 14-17 вв.) или регулярного осевого ансамбля смежных дворов и деревянных храмов-павильонов. В Японии и Юго-Восточной Азии получили развитие ансамбли деревянных монастырских зданий (Салин в Мандалае, 2-я половина 19 в.; см. илл.). Ламаистские М Тибета строились но строгим канонам и окружались стенами (Самье в верховье р. Цангпо. середина 8 в., с главными зданиями, помещенными на оси В. - З.); обычно они располагались амфитеатром на склонах гор. В Монголии М распространились с конца 16 в.: наряду с М типа "хуре" (кольцевой план которых связан с кочевым укладом) и юртообразными деревянными храмами строились М китайского ("сумэ"), тибетского ("хит") и смешанных типов (Да-Хуре в Улан-Баторе, с 1651 кочевой, с 1779 оседлый: Чойчжин-Ламайн-сумэ в Улан-Баторе, 1904-08; Амур-Баясхуланту-хит, 17-18 вв.). В 18 в. ламаистские М распространились в Бурятии ("дацаны" - обширные регулярные комплексы ярусных храмов и домов лам) и Калмыкии ("хурулы" - комплексы войлочных кибиток, деревянных и каменных храмов, молелен, жилых домов).
Христианские комплексы М появились в Восточной Римской империи в коптском Египте в 4-5 вв. (Бауит, 4 в.; Белый М, около 440; Красный М, 5 в.); к древневосточным укреплениям восходят суровые, высокие, сужающиеся кверху стены, внутри которых - церкви (3-нефные базилики), помещения для жилья, трапезы, чтения. Этот тип развивался в ряде стран Северной Африки (Тебесса в Алжире, 5-6 вв.) и Передней Азии (Калат-Семан в Сирии, 5-6 вв.).
В 6-9 вв. сформировались архитектурный тип и планировка западно-европейского католического монастырского комплекса (сохранился план М Санкт-Галлен в Швейцарии, около 820). В окруженном стенами регулярно распланированном М доминировала церковь, к которой примыкал (обычно с Ю.) дворик-клуатр с галереями. Вокруг клуатра располагались зал капитула, трапезная (рефекторий), спальня (дормиторий) - чаще всего 2-нефные залы; в продуманном порядке размещались хозяйственный двор с мастерскими и службами, кладовые, больница, странноприимный дом. Композиция М варьировалась различными орденами. М и монастырские церкви 11-12 вв. (Сент-Олбанс в Англии, 1077-88; Клюни в Бургундии, 1088-12 в., церковь Марии на озере Лах в 1093-1156, см. илл.) принадлежат к наиболее значительным архитектурным памятникам романского стиля. В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки и т. д.); с экспансией немецкого ордена связаны М-замки, где клуатр и залы включены в единый объем (Верхний замок в Мальборке, Польша, конец 13 - 14 вв.).
Православные М Византии, балканских славян, Руси и Грузии и армянские М имели более свободную и разнообразную планировку, складывавшуюся часто в течение веков (византийские монастыри - Хора в Константинополе, 5-15 вв., и на полуострове Айон-Орос; Санаин, см. илл.; Бачково в Болгарии, 11-19 вв.; Киево-Печерская лавра, Гелатский монастырь). Комплекс окружали стены с башнями; вдоль стен располагались кельи, в центре - собор, трапезная, колокольня, колодец. Архитектурные формы служебных и хозяйственных построек (больниц, бань, прачечных) часто связаны с народным зодчеством. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные М, вырезанные в скалах (Давид Гареджа, Гегард). Русские М, постепенно расширяясь и обстраиваясь, превратились в живописнейшие архитектурные ансамбли, объединившие произведения многих эпох. При основании и расширении М учитывались их расположение (при слиянии рек, у озера, на острове и т. д.), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплексе ландшафтом. Оборонные функции определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра; Кирилло-Белозерский монастырь в Кириллове). Построенные вокруг городов или в их черте М образовывали оборонительную линию и являлись узлами городской планировки (московские М 16-17 вв. - Донской монастырь, Новодевичий монастырь и др., служившие крепостями на подступах к столице). Архитектурные формы рус. М до середины 16 в. были строгими, лаконичными, а к концу 17 в. обогатились красочным узорочьем. Пространственная композиция и силуэт М активно участвовали в формировании облика городов.
В периоды Возрождения и особенно барокко М-крепости, особенно характерные для дальних колоний (Актопан в Мексике, 1546-74), уступали место парадным ансамблям М-дворцов, часто построенным компактно, по единому плану (Эскориал, Мельк, Смольный М). В 19-20 вв. новые М строятся редко (монастырь Ла-Турет в Эве, 1956-59, архитектор Ле Корбюзье). Многие как христианские, так и буддийские М стали музеями веками накопленных богатств архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства.
М И. Андреев.
Лит.: Зверинский В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, т. 1-3, СПБ, 1890-97; Денисов Л. И., Православные монастыри Российской империи, М, 1908; Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв., М, 1960; Тихомиров М Н., Монастырь-вотчинник XVI в., в сборнике: Исторические записки, т. 3, М, 1938; Корецкий В. И., Борьба крестьян с монастырями в России XVI - начала XVII вв., в сборнике: Вопросы истории религии и атеизма, т. 6, М, 1958; Будовниц И. У., М на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв., М, 1966; Ильин М А., К истории архитектурной композиции русских монастырей XVII века, в кн.: Ежегодник Института истории искусств. 1954, М, 1954; BraunfeIs ., Abendländische Klosterbaukunst, öln, 1969.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:19:22
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|