Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мольер

Мольер (далее М) (Molière) (псевдоним; настоящее имя и фамилия Жан Батист Поклен, Poquelin) (15.1.1622, Париж, — 17.2.1673, там же), французский драматург, актер, театральный деятель. Создатель жанра "высокой комедии", открывшей пути для последующего развития реалистической драматургии. Сочетая лучшие традиции франц. народного театра с передовыми гуманистическими идеями, унаследованными от эпохи Возрождения, используя опыт классицизма, М создал новый тип комедии, обращенной к современности, разоблачающей социальные уродства дворянско-буржуазного общества. В пьесах, отражающих "как в зеркале, все общество", М выдвигал новые художественные принципы: жизненная правда, индивидуализация персонажей при яркой типизации характеров и сохранении сценической формы, передающей жизнерадостную стихию площадного театра.

  М родился в семье королевского обойщика и мебельщика Ж. Поклена. После окончания Клермонского коллежа (1639) решил посвятить себя театру. В 1643, приняв псевдоним, организовал вместе с несколькими актерами и любителями "Блистательный театр". Но слабый в драматургическом отношении устарелый репертуар привел к краху нового начинания, и М с товарищами был вынужден покинуть Париж. Актеры стали выступать в провинции перед демократической аудиторией, для которой М начал сочинять небольшие веселые комедии в духе народного фарса и традиций комедии дель арте. Сюжеты первых больших комедий М — "Шалый" (пост. 1655, изд. 1663), "Любовная досада" (пост. 1656, изд. 1663) — основаны на итальянских пьесах, существенно переработанных драматургом. В "Шалом" создан образ слуги Маскариля, олицетворяющего народный ум, энергию и жизнерадостность. Маскариль во многом определил общую тональность драматургии М и открыл в ней галерею образов слуг. Успех М и его труппы в провинции (1645—58) сделал возможным возвращение театра в Париж. Первый спектакль, данный в королевском дворце, вызвал благосклонность Людовика XIV, и это определило судьбу театра. Комедии М, начиная с пьесы "Смешные жеманницы" (пост. 1659, изд. 1660), наносили удары салонно-аристократическому прециозному искусству, утверждая жанр комедии, постепенно обогащающейся правдой психологических переживаний, социальной сатирой и гуманистической моралью. Эти черты жанра нашли выражение уже в первой "высокой комедии" М — "Школе жен" (пост. 1662, изд. 1663), в центре которой — образ деспотического буржуа, сторонника собственнической патриархальной морали Арнольфа. "Школа жен", имевшая огромный успех у демократического зрителя, вызвала резкие нападки со стороны аристократов и консервативных литераторов и актеров. В ответ М поставил на сцене две короткие пьесы — "Критика "Школы жен"" (пост. и изд. 1663) и "Версальский экспромт" (пост. 1663, изд. 1682); в них он выразил свои эстетические взгляды.

  Дарование М достигло расцвета в комедиях "Тартюф" (пост. 1664 и немедленное ее запрещение: пост. и изд. 1669), "Дон Жуан" (пост. 1665, изд. 1683), "Мизантроп" (пост. 1666, изд. 1667), направленных против лицемерия, прикрывающегося набожностью и показной добродетелью, против духовной опустошенности и наглого цинизма аристократии. Герои этих комедий приобрели огромную силу социальной типизации. В. Г. Белинский писал, что М в "Тартюфе" смог "...страшно поразить, перед лицом лицемерного общества, ядовитую гидру ханжества..." (Полное собрание соч., т. 6, 1955, с. 370). Ожесточенная борьба за "Тартюфа" длилась пять лет. Враги М добились снятия со сцены комедии "Дон Жуан", с ее резкой критикой дворянской распущенности и чертами свободомыслия. Обличение общественного зла содержит комедия "Мизантроп", герой которой Альцест гневно осуждает пороки господствующих сословий. Решительность, бескомпромиссность М особенно ярко проявлялись в характерах людей из народа — деятельных, умных, жизнерадостных слуг и служанок, исполненных презрения к праздным аристократам и самодовольным буржуа. Дорина, Николь, Туанетта остроумно высмеивают ханжество Тартюфа и легковерие Оргона, комическая страсть господина Журдена стать дворянином или нелепое самовозвеличение Аргана ("Мещанин во дворянстве", пост. 1670, изд. 1671; "Мнимый больной", пост. 1673, изд. 1674).

  При всей живости, эмоциональности творчества М важнейшей чертой его была интеллектуальность. Рационалистический метод способствовал глубокому анализу характеров и жизненных конфликтов, композиционной четкости построения комедий. Исследуя широкие пласты жизни, М отбирал черты, необходимые для изображения определенных типов и данной всепокоряющей страсти. Особенно показателен в этом отношении "Скупой" (пост. 1668, изд. 1669). Подняв французскую комедию до уровня большого искусства, М сохранил ее органическую связь с народным фарсом (например, "Проделки Скапена", пост. и изд. 1671).

  В России первые переводы комедий М появились в начале 18 в. В мольеровских спектаклях выступали виднейшие русские и советские актеры (И. А. Дмитревский, М С. Щепкин, П. С. Мочалов, К. С. Станиславский, Ю. М Юрьев, В. О. Топорков и др.). После Октябрьской социалистической революции комедии М получили особую популярность и прочно вошли в репертуар советских театров. Острая сатирическая направленность и яркий оптимизм театра М вызывают живой отклик у многонационального зрителя Советского Союза.

  Соч. в рус. пер.: Полн. собр. соч., т. 1—4, М, 1965—67.

  Лит.: Мокульский С., М. Проблемы творчества, Л., 1935; Булгаков М, Жизнь господина де Ма, М, 1962; Бояджиев Г., М. Исторические пути формирования жанра высокой комедии, (М, 1967); его же, М на советской сцене, М, 1971; Brisson ., Molière, sa vie dans ses ceuvres, ., 1942; Audiberti J., Moliеre dramaturge, ., 1954; Romano D., Essai sur ie comique de Molière, Berne, 1960; "Europe", 1966, № 441—442 (№ посвящен Му); Jurgens М, Maxfield-MiIIer E., Cent ans de recherches sur Molière, (.), 1963; Brett ., Molière, Praha, 1967; Le petit Molière (1673—1973), ., 1973.

  Г. Н. Бояджиев.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 16.04.2024 19:30:30