Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Модернизм (течение в католицизме)

Модернизм (далее М) течение в католицизме, возникшее в конце 19 — начале 20 вв. Сторонники М (течение в католицизме), расходясь по ряду вопросов с позицией церкви, выступили с критикой некоторых сторон учения и практики католической церкви, выдвинули систему взглядов, направленную на приспособление католического вероучения к современным условиям общественной жизни и к современному уровню науки. Виднейшими представителями М (течение в католицизме) были во — А. Луази, Л. Дюшен, М (течение в католицизме) Блондель, в — Г. Шелль, в Великобритании — Дж. Тиррелл, в Италии — Р. Мурри, А. Фогаццаро и др. Основные положения М (течение в католицизме): религия создана человеком; библия — не боговдохновенная книга; Христос не был сыном бога, а был еврейской Мессией, зачинателем религиозного движения; следует различать вечную сущность христианских догм и конкретно-исторической формы их проявления, зависящие от развития общества; церковь должна отказаться от наиболее примитивных суеверий, от веры в чудеса, в дьявола, в загробные муки и т. п. (но при этом, разумеется, М (течение в католицизме) не отказался от веры в сверхъестественное). Некоторые представители М (течение в католицизме) (например, А. Луази) отвергали догмат о непогрешимости папы, о его верховной власти. В 1907 Ватикан осудил М (течение в католицизме) как "синтез всех ересей" декретом Пия Х "Lamentabili" и энцикликой "Pascendi". Наиболее видные модернисты были отлучены от церкви; их сочинения были включены в "Индекс запрещенных книг". В 1910 Ватикан ввел антимодернистскую присягу для лиц, посвящаемых в очередной духовный сан, для профессоров католических богословских факультетов, служащих епископских курий и др.

  Католическая церковь, осудившая М (течение в католицизме), со временем сама встала перед необходимостью учета изменившихся в мире условий, эволюции сознания широких масс верующих, успехов науки и общественного прогресса. Вопросы "обновления" были в центре внимания 2-го Ватиканского собора (1962—65), давшего толчок к дальнейшей модернизации церкви. Течения, аналогичные М (течение в католицизме), получили распространение (особенно после 2-й мировой войны 1939—45) и в др. религиях — православии, протестантизме, иудаизме, исламе и др. Их сторонники в целях укрепления сильно подорванных позиций религии требуют "обновления" догматики, культа, структуры и практики церквей.

  Лит.: Леруа Э., Догмат и критика, пер. с франц., (М (течение в католицизме)), 1915; Керенский В., Римско-католический модернизм, Хар., 1911; Шейнман М (течение в католицизме) М (течение в католицизме), М и модернизация в католицизме, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, М (течение в католицизме) — Л., 1958, т. 2; Беленький М (течение в католицизме), Иудаизм, М (течение в католицизме), 1966; Великович Л., Кризис современного католицизма, М (течение в католицизме), 1967; Мчедлов М (течение в католицизме), Эволюция современного католицизма, М (течение в католицизме), 1967; Бабосов Е., Научно-техническая революция и модернизация католицизма, Минск, 1971; Курочкин П., Эволюция современного русского православия, М (течение в католицизме), 1971; Аширов Н., Эволюция ислама в СССР, М (течение в католицизме), 1972.

  М (течение в католицизме) М (течение в католицизме) Шейнман.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 14:52:16