|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Авиационная промышленность | Авиационная промышленность (далее А) зародилась в начале 20 в., как крупная отрасль промышленности развилась в годы 1-й мировой войны 1914—18, огромного роста достигла в период 2-й мировой войны 1939—45 и после нее; относится к числу наиболее концентрированных отраслей современной индустрии.
А СССР. Первые авиационные предприятия в России возникли в 1910—12. До 1917 насчитывалось примерно 15 небольших авиазаводов (около 10 тыс. рабочих). Декретом Советского правительства от 28 июня 1918 была проведена национализация авиазаводов, в том же году создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) (см. Авиация).
В СССР современная А фактически создана в процессе социалистической индустриализации страны в период 1-й пятилетки 1929—32, когда был построен ряд крупных самолетостроительных и моторостроительных заводов, а также предприятий цветной и черной металлургии. Бурно развивалась А во 2-й пятилетке 1933—37. Объем производства с 1933 по 1938 вырос в 5,5 раза. Коллективы конструкторских бюро под руководством виднейших авиаконструкторов А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова, В. М. Петлякова, С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева, А. И. Микояна и М. И. Гуревича, С. А. Лавочкина и др. создали ряд оригинальных конструкций самолетов, которые по своим летно-тактическим характеристикам находились на уровне лучших зарубежных образцов. Советские конструкторы авиадвигателей В. Я. Климов, А. А. Микулин, А. Д. Швецов, В. А. Добрынин и др. создали оригинальные типы авиадвигателей. На советских самолетах были выполнены рекордные беспосадочные перелеты Москва — США (1937) и др.
Выдающуюся роль сыграла советская А в годы Великой Отечественной войны 1941—1945. Заводы, эвакуированные из прифронтовой полосы в восточные районы страны, были в короткий срок восстановлены и расширены и обеспечивали Советскую Армию высококачественными боевыми и транспортными самолетами (истребители А. С. Яковлева, А. И. Микояна, С. А. Лавочкина, штурмовики С. В. Ильюшина, бомбардировщики А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, В. М. Петлякова). Советская А превзошла А фашистской несмотря на то, что в период 2-й мировой войны производство самолетов в возросло с 8,3 тыс. в 1939 до 39,8 тыс. в 1944 (включая производство в оккупированных странах). Выпуск самолетов в СССР составил 7900 в 1941, 22 800 в 1942, 35 000 в 1943, свыше 40 000 в 1944 и 20 900 за 1-ю половину 1945.
В послевоенные годы А освоила производство турбореактивных двигателей конструкции А. Г. Ивченко, Н. Д. Кузнецова, А. М. Люльки, П. А. Соловьева, С. К. Туманского и др., что обеспечило создание новых, более совершенных боевых самолетов А. Н. Туполева, А. И. Микояна, В. М. Мясищева, П. О. Сухого, А. С. Яковлева.
А технически перевооружила гражданский воздушный флот, обеспечив его современными первоклассными самолетами: Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134 конструкции Туполева, Ил-18, Ил-62 конструкции Ильюшина, Ан-10, Ан-22, Ан-24, Ан-12 конструкции Антонова, Як-40 конструкции Яковлева и др. Производятся также учебно-тренировочные и спортивные самолеты. На мировом чемпионате 1966 самолеты Як-18 заняли 1-е место. Большое развитие получило в СССР вертолетостроение (Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8 и др. конструкции М. Л. Миля).
В А широко применяются поточные линии, механизированные конвейеры, полуавтоматические и автоматические станки и станки с программным управлением, используются прогрессивные виды литья, объемная и точная штамповка с минимальными припусками на обработку, различные виды сварки (полуавтоматические и автоматические). В конструкции авиационной техники и технологического оснащения производств, участков применяются стандартизованные элементы.
Значительный объем в А СССР занимает производство предметов широкого потребления (холодильники, стиральные машины, катера, лодочные моторы и др.), а также прокатное производство из и сплавов.
А за рубежом. А получила развитие в некоторых зарубежных социалистических странах (Чехословакия, Польша, Китай). Среди капиталистических стран выделяется А в США, Англии, США. Массовое производство самолетов развернулось в 1918 (было выпущено 14 200 самолетов). После 1-й мировой войны производство самолетов сократилось, а с 1936 быстро росло. В 1939 выпущено 5911 самолетов. В период 2-й мировой войны А США развивалась в больших масштабах. Строительство новых авиационных заводов поручалось крупным монополиям, однако в основном финансирование производилось за счет государственных средств. В 1944 производство самолетов превысило 96 тыс. (при этом было привлечено большое количество других машиностроительных заводов, главным образом автомобильных). После окончания войны А США осталась в основном военной отраслью, превышающей уровень производства довоенного периода. В 60-х гг. А США превратилась в авиаракетную промышленность с производством самолетов, баллистических ракет и управляемых реактивных снарядов. В 1966 было выпущено 16,4 тыс. гражданских самолетов и вертолетов. Экспорт США в 1966 составил 3611 гражданских самолетов.
Англия. В 1918 А Англии выпустила свыше 32 тыс. самолетов и 20 тыс. двигателей. Однако в дальнейшем она резко сократила производство. В первые годы 2-й мировой войны, несмотря на ускоренное развитие А, военно-воздушные силы Англии уступали Англия закупала военные самолеты в США, а учебно-тренировочные в Канаде. В 1944 А Англии выпустила около 30 тыс. самолетов и около 65 тыс. двигателей. После окончания 2-й мировой войны заводы Англии производят, помимо авиационной техники, ракеты и управляемые снаряды.
В 1914 было изготовлено более 540 самолетов и 1100 авиадвигателей, в 1918 — 23 669 самолетов и около 44 600 авиадвигателей. Во время 2-й мировой войны имела на вооружении самолеты устаревшей конструкции. В 1965 авиакомпаниями построено 383 самолета и 820 авиадвигателей. Значительная часть продукции изготовлена по иностранным заказам и поставлена на внешний рынок.
Производство самолетов в отдельных капиталистических странах (шт.)
| 1963 | 1964 | 1965 | США* | 8121 | 10 067 | 12 646 | Англия | 450 | 319 | 415 | | 422 | 353 | 383 | * Гражданские, включая вертолеты.
В 1967 производство самолетов в США составило около 14 тыс. штук.
Из других капиталистических стран крупную А имеют Канада и Япония. В ФРГ до 1955 было запрещено вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области авиационной техники, однако к 1965 она достигла в этой области существенных результатов (см. также Авиа- и ракетостроительные монополии).
Лит. см. при статье Авиация.
А. Н. Тер-Маркарян. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:19:57
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|