Авиационная промышленность (далее А) зародилась в начале 20 в., как крупная отрасль промышленности развилась в годы 1-й мировой войны 1914—18, огромного роста достигла в период 2-й мировой войны 1939—45 и после нее; относится к числу наиболее концентрированных отраслей современной индустрии.
А СССР. Первые авиационные предприятия в России возникли в 1910—12. До 1917 насчитывалось примерно 15 небольших авиазаводов (около 10 тыс. рабочих). Декретом Советского правительства от 28 июня 1918 была проведена национализация авиазаводов, в том же году создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) (см. Авиация).
В СССР современная А фактически создана в процессе социалистической индустриализации страны в период 1-й пятилетки 1929—32, когда был построен ряд крупных самолетостроительных и моторостроительных заводов, а также предприятий цветной и черной металлургии. Бурно развивалась А во 2-й пятилетке 1933—37. Объем производства с 1933 по 1938 вырос в 5,5 раза. Коллективы конструкторских бюро под руководством виднейших авиаконструкторов А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова, В. М. Петлякова, С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева, А. И. Микояна и М. И. Гуревича, С. А. Лавочкина и др. создали ряд оригинальных конструкций самолетов, которые по своим летно-тактическим характеристикам находились на уровне лучших зарубежных образцов. Советские конструкторы авиадвигателей В. Я. Климов, А. А. Микулин, А. Д. Швецов, В. А. Добрынин и др. создали оригинальные типы авиадвигателей. На советских самолетах были выполнены рекордные беспосадочные перелеты Москва — США (1937) и др.
Выдающуюся роль сыграла советская А в годы Великой Отечественной войны 1941—1945. Заводы, эвакуированные из прифронтовой полосы в восточные районы страны, были в короткий срок восстановлены и расширены и обеспечивали Советскую Армию высококачественными боевыми и транспортными самолетами (истребители А. С. Яковлева, А. И. Микояна, С. А. Лавочкина, штурмовики С. В. Ильюшина, бомбардировщики А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, В. М. Петлякова). Советская А превзошла А фашистской несмотря на то, что в период 2-й мировой войны производство самолетов в возросло с 8,3 тыс. в 1939 до 39,8 тыс. в 1944 (включая производство в оккупированных странах). Выпуск самолетов в СССР составил 7900 в 1941, 22 800 в 1942, 35 000 в 1943, свыше 40 000 в 1944 и 20 900 за 1-ю половину 1945.
В послевоенные годы А освоила производство турбореактивных двигателей конструкции А. Г. Ивченко, Н. Д. Кузнецова, А. М. Люльки, П. А. Соловьева, С. К. Туманского и др., что обеспечило создание новых, более совершенных боевых самолетов А. Н. Туполева, А. И. Микояна, В. М. Мясищева, П. О. Сухого, А. С. Яковлева.
А технически перевооружила гражданский воздушный флот, обеспечив его современными первоклассными самолетами: Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134 конструкции Туполева, Ил-18, Ил-62 конструкции Ильюшина, Ан-10, Ан-22, Ан-24, Ан-12 конструкции Антонова, Як-40 конструкции Яковлева и др. Производятся также учебно-тренировочные и спортивные самолеты. На мировом чемпионате 1966 самолеты Як-18 заняли 1-е место. Большое развитие получило в СССР вертолетостроение (Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8 и др. конструкции М. Л. Миля).
В А широко применяются поточные линии, механизированные конвейеры, полуавтоматические и автоматические станки и станки с программным управлением, используются прогрессивные виды литья, объемная и точная штамповка с минимальными припусками на обработку, различные виды сварки (полуавтоматические и автоматические). В конструкции авиационной техники и технологического оснащения производств, участков применяются стандартизованные элементы.
Значительный объем в А СССР занимает производство предметов широкого потребления (холодильники, стиральные машины, катера, лодочные моторы и др.), а также прокатное производство из и сплавов.
А за рубежом.А получила развитие в некоторых зарубежных социалистических странах (Чехословакия, Польша, Китай). Среди капиталистических стран выделяется А в США, Англии, США. Массовое производство самолетов развернулось в 1918 (было выпущено 14 200 самолетов). После 1-й мировой войны производство самолетов сократилось, а с 1936 быстро росло. В 1939 выпущено 5911 самолетов. В период 2-й мировой войны А США развивалась в больших масштабах. Строительство новых авиационных заводов поручалось крупным монополиям, однако в основном финансирование производилось за счет государственных средств. В 1944 производство самолетов превысило 96 тыс. (при этом было привлечено большое количество других машиностроительных заводов, главным образом автомобильных). После окончания войны А США осталась в основном военной отраслью, превышающей уровень производства довоенного периода. В 60-х гг. А США превратилась в авиаракетную промышленность с производством самолетов, баллистических ракет и управляемых реактивных снарядов. В 1966 было выпущено 16,4 тыс. гражданских самолетов и вертолетов. Экспорт США в 1966 составил 3611 гражданских самолетов.
Англия. В 1918 А Англии выпустила свыше 32 тыс. самолетов и 20 тыс. двигателей. Однако в дальнейшем она резко сократила производство. В первые годы 2-й мировой войны, несмотря на ускоренное развитие А, военно-воздушные силы Англии уступали Англия закупала военные самолеты в США, а учебно-тренировочные в Канаде. В 1944 А Англии выпустила около 30 тыс. самолетов и около 65 тыс. двигателей. После окончания 2-й мировой войны заводы Англии производят, помимо авиационной техники, ракеты и управляемые снаряды.
В 1914 было изготовлено более 540 самолетов и 1100 авиадвигателей, в 1918 — 23 669 самолетов и около 44 600 авиадвигателей. Во время 2-й мировой войны имела на вооружении самолеты устаревшей конструкции. В 1965 авиакомпаниями построено 383 самолета и 820 авиадвигателей. Значительная часть продукции изготовлена по иностранным заказам и поставлена на внешний рынок.
Производство самолетов в отдельных капиталистических странах (шт.)
1963
1964
1965
США*
8121
10 067
12 646
Англия
450
319
415
422
353
383
* Гражданские, включая вертолеты.
В 1967 производство самолетов в США составило около 14 тыс. штук.
Из других капиталистических стран крупную А имеют Канада и Япония. В ФРГ до 1955 было запрещено вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области авиационной техники, однако к 1965 она достигла в этой области существенных результатов (см. также Авиа- и ракетостроительные монополии).
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
Новости 19.05.2022 05:52:08
05:42 К выпуску нового «Москвича» захотели подключить китайские компании 05:41 Посол назвал лукавством слова об отсутствии связи между кризисом и санкциями 05:34 Антонов заявил о намерении России углублять партнерство с Латинской Америкой 05:32 Отдохнувшая в брендовом отеле Египта россиянка возмутилась жадностью поваров 05:25 Экс-генсек НАТО предупредил Байдена о риске «новой катастрофической войны» 05:24 Москвичи поспорили из-за стоявшего в окне многоэтажки малолетнего ребенка 05:14 Генконсульству России в Хьюстоне удалось открыть банковский счет 05:02 Сотрудник секс-шопа рассказал о самых неприличных случаях и странных покупателях 05:02 Сексолог рассказал о неожиданных плюсах супружеских измен 04:58 На Украине рассказали о шантаже Турции из-за расширения НАТО 04:49 Российского депутата задержали на границе Мексики и США 04:02 Французы посчитали позором выступление Зеленского на Каннском кинофестивале Больше новостей СегодняРоссия «Это была движуха и тусовка» 100 лет назад в СССР появились пионеры. Ради чего миллионы детей надевали красный галстук? СегодняСиловые структуры Круиз по зонам. Как криминальный авторитет бесследно исчез в российских тюрьмах после конфликта со спецслужбами СегодняИз жизни Боссы качалки. Как африканские качки оказались самой важной политической силой для целой страны? 04:57 Япония приготовилась подписать с США документ об отправке астронавтов на Луну 04:48 Сенат Конгресса США утвердил кандидатуру на должность посла в Киеве 04:44 Лжесотрудница банка по классической схеме обманула пенсионерку в Москве
Популярное
«Мужчины бросали вслед похотливые взгляды» Россиянка в одиночку отправилась на Шри-Ланку. Что она там увидела? «Они не оставляли немцев живыми» В годы войны тысячи советских заключенных воевали на фронте. За что их ценили командиры? Антирусское настроение. Русофобия давно популярна в Польше. Как отношение к русским изменилось из-за событий на Украине? Оба хороши. Суд Джонни Деппа с Эмбер Херд идет уже месяц. Что бывшие супруги наговорили друг о друге за это время? Показали всем. Что заставило весь мир внезапно полюбить российское кино? «Я не помню, как начал стрелять» Советский солдат устроил бойню в вагоне спецпоезда. За что он расстрелял девять человек? «Они наши главные друзья и враги» Как россияне подсели на поедание ядовитых грибов — микродозинг мухоморов «Он говорил, что нас надо сжечь» Россиянин устроил массовый расстрел под видом самообороны. За что он убил пять человек? «Буду до последнего сражаться» Умер первый президент Украины Леонид Кравчук. Что он говорил о России и битве за Донбасс? «Господи, это все по-настоящему?» Арабские шоу учат правильно бить женщин. Почему у них так много фанатов по всему миру?