|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Миссионерство | Миссионерство (далее М) (от лат. missio — посылка, поручение), одна из форм деятельности религиозных организаций и церквей, имеющая целью обращение инаковерующих и возвращение в лоно церкви отпавших от нее. Фактически М ставит более широкие задачи, содействуя осуществлению политических целей социальных групп и правительств, на службе у которых миссионеры находятся. В буддизме осуществлялось нередко странствующими монахами и получило распространение с 3 в. до н. э. Христианское М возникло в 4 в. н. э. К 13—16 вв. относится проникновение христианского М в Индию, Китай, Японию. Насаждение христианства в католической форме в Восточной Европе было идеологическим прикрытием германской феодальной колониальной экспансии ("Дранг нах Остен").
М католической церкви активизировалось после образования испанских и португальских колониальных империй (15—16 вв.). М помогало колонизаторам захватывать и "осваивать" новые земли. Для руководства католического М папа Григорий XV в 1622 учредил Конгрегацию пропаганды веры (с 1967 — Конгрегация евангелизации народов). Позже в ряде стран были созданы католические миссионерские общества. В 17—18 вв. в связи с вступлением на путь колониальной политики Нидерландов и Великобритании миссионерскую деятельность стали развивать господствовавшие в этих государствах протестантские церкви. В начале 19 в. возникли миссионерские организации в США. М активизировалось в последней трети 19 в. в период борьбы империалистических держав за раздел мира. Развернулась деятельность христианских миссионеров в Африке. Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. Подавляющее большинство учебных заведений в странах Африки находилось (а в некоторых и находится) в руках религиозных миссий. Они распространяли свой контроль и на медицинские учреждения, культурные, спортивные и другие общественные организации.
Миссии в Африке (в меньшей степени в Европе в период раннего средневековья) известное место отводили школьному делу. Однако эта их деятельность распространялась на небольшой процент детей местного населения и обычно имела конечной целью подготовку людей для службы в колониальной администрации.
Функции мусульманских миссионеров нередко выполняли купцы-мусульмане, а с развитием суфизма — странствующие монахи — суфии.
М в России было тесно связано с насильственной христианизацией нерусских народностей, монастырской колонизацией, борьбой с расколом, сектантством. В 14 в. Стефан Пермский распространял христианство среди зырян (коми). В 16 в. усилилась миссионерская деятельность христианских монастырей среди местного населения Поволжья, в 18 — 1-й половине 19 вв. среди народов Сибири и Кавказа. В 1870 в Москве было основано Православное миссионерское общество, объединившее различные сибирские миссии. С 1867 насаждением христианства среди татарского населения занималось братство святого Гурия в Казани. Ряд русских православных миссий был создан вне России. Общее руководство М в Российской империи осуществлял Синод, который разрабатывал уставы миссионерских организации, проводил всеросс. и местные съезды миссионеров.
После 2-й мировой войны 1939—45, в связи с крахом колониальной системы, подъемом национально-освободительного движения, завоеванием независимости многими бывшими колониями, большое место в деятельности миссионеров заняла борьба против национально-освободительных движений, антикоммунистическая пропаганда. М превратилось в проводника политики неоколониализма. К 1969 в африканских миссиях насчитывалось около 16 тыс. членов мужских и 30 тыс. членов женских христианских орденов (большинство — не африканцы). В целях приспособления к новым условиям церковь начала менять методы М: создавать церковную иерархию из местных жителей, в христианский культ включать религиозные обряды местных культов, проводить богослужение на местных языках, вводить в богослужение культовые танцы, музыку; в миссионерской пропаганде используются радио и телевидение. Учитывая силу национально-освободительного движения, миссионеры ради сохранения своих позиций, особенно в странах Африки, стали выступать против расизма. В 1971 католический орден "белых отцов" отозвал из Мозамбика всех своих членов в знак протеста против преступлений португ. колониальных властей и сотрудничества церковной иерархии с колонизаторами. Вместе с ростом национально-освободительного движения усилилось антимиссионерское движение.
Лит. : Шейнман М М, Ватикан и католицизм в конце XIX — нач. XX в., М, 1958; его же, Современный клерикализм, М, 1964; Лаврецкий И. Р., Тень Ватикана над Латинской Америкой, М, 1961; его же, Колонизаторы уходят — миссионеры остаются, М, 1963; Шаревская Б. И., Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М, 1964; Шпажников Г. А., Религии стран Африки, М, 1967; Ястребов И. Б., Проблемы миссионерства на Соборе, "Вопросы научного атеизма", 1968, в. 6; Берзин Э. О., Католическая церковь в Юго-Восточной Азии, М, 1968; Мустафа аль-Халидн, Омар Фаррух, Миссионеры и империализм в арабских странах, пер. с араб., М, 1961.
М М Шейнман. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:02:11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|