|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Мировоззрение | Мировоззрение (далее М) система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта М реально выступают социальная группа и личность. М является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Источник происхождения того или иного М — условия материальной жизни общества, общественное бытие.
М есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа М — житейское (обыденное), философское и религиозное — во всем многообразии противоречивого содержания каждого из них. Все эти типы М выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура М образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.
Различают понятия "М", "общая картина мира", "мироощущение", "мировосприятие", "миросозерцание", "миропонимание". Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных — социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.
Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект М Для М же характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М, хотя каждая из них с необходимостью развивается с помощью М, а также содержит в себе мировоззренческое начало, которое выступает в виде ее общих положений и методологических принципов.
Понятие "М" соотносится с понятием "идеология", но они не совпадают. По своему содержанию М шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М, которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.
М может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Религиозное М дает фантастическую картину мира и характеризуется признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Философское М выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
М — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М составляют идеалы как заветные и решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М действенную силу. Содержание сознания превращается в М тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, "...которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 118). М имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее. Идейная убежденность помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.
В классово антагонистическом обществе нет и не может быть единого М, ибо каждый класс имеет свое специфическое М; в нем происходит борьба М Носителями передового М являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его М по своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным зли реакционным. Феодально-религиозное М открыто защищало классовое неравенство. М буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем ее М и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти ее М становится консервативным и реакционным. Буржуазное М, будучи крайне противоречивым, в целом дает искаженное отражение действительности, тормозит развитие общества. В нем господствуют иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобуржуазными анархически-бунтарскими идеями.
В противоположность буржуазному М, коммунистическое М, обобщая достижения науки и общественной практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революционного движения. Ядро коммунистического М составляет марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм. Марксистско-ленинское М — мощное орудие революционного преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В современном мире идет острая борьба двух противоположных М — коммунистического и буржуазного, в ходе которой растет влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно научных положений.
В социалистическом обществе марксистско-ленинское М стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического М составляет сердцевину всей идейно-воспитательной работы партии. Коммунистическая партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практическое воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политических явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистического отношения к труду, коммунистической нравственности, подлинного гуманизма, патриотизма и интернационализма (см. Коммунистическое воспитание).
Лит.: Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М, 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, М, 1973; Основы марксистско-ленинской философии, 2 изд., М, 1972; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании мировоззрения, М, 1964; Черноволенко В. Ф., М и научное познание, К., 1970.
А. Г. Спиркин.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:13:27
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|